"День Земли" (Занятие в подготовительной группе) 2015-2016 уч.год
Ведущий. На поляне как-то раз спорили зверята. Кто важнее всех в лесу, знаете, ребята?
Выходит ребёнок в костюме медведя.
Медведь. Я хозяин леса - медведь. Все знают, что я в лесу самый главный!
Выбегает ребёнок в костюме зайца.
Заяц. Как ты, медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что это за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме делается?! Мы, зайцы, самые главные в лесу. Везде бегаем, всё знаем.
Выходят дети в костюмах белки, дятла, кукушки.
Белка. Мы, белки, быстрые и ловкие. Прыгаем с ветки на ветку, с высоты всё видим. Мы в лесу главные!
Дятел. Если бы не я, дятел, плохо пришлось бы лесу. Деревья я защищаю от вредителей, делаю уютные дупла - жилища для птиц и зверей.
Выходит ребёнок в костюме мухомора.
Мухомор. Не спорьте, друзья! Все вы нужны лесу, все зависите друг от друга. Если кто-нибудь из вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть.
Ведущий: Приглашаю вас в гости к Лесовушке. Она много знает о лесе и его обитателях.
Проводится физкультминутка «Путешествие».
Дети идут друг за другом, в соответствии с текстом выполняя движения.
Ведущий. Мы идём по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле. (Топают ногами.)
Перед нами луг, под ногами мягкая трава. (Делают ногами скользящие движения.)
Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растирают ладони.)
По деревянному мостику переходим через реку. (Высоко поднимая ноги, делают хлопки под коленями.)
Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку. (Выполняют прыжки на двух ногах.) Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки. (Поднимают руки над головой, покачивают ими.)
Перед нами широкая канава. (Делают большой прыжок.)
Справа и слева спелые ягоды, соберём их в подарок Лесовушке. (Выполняют наклоны вправо-влево, приседания.)
Проходим по лугу, заросшему высокой травой. (Идут, высоко поднимая колени.)
Вот мы и пришли!
Выходит Лесовушка (роль исполняет взрослый). В руках у неё поднос с караваем.
Лесовушка. Здравствуйте, дети! Я старушка Лесовушка. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. Все лесные жители - мои друзья. Надеюсь, мы подружимся?
Ёж (держит в руках корзину). Столько мусора в лесу,
Что никак не унесу.
Рак. Все мои подружки,
Рыбёшки и лягушки,
Не плавают, не скачут,
А жалуются, плачут.
На дне реки жестянки,
Бутылки, тряпки, банки.
Медведь. О природе люди думать перестали
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигаю?
И о жителях лесных ничего не знают.
Лесовушка. Неужели это правда? Но ведь не все люди так поступают?
Дети, вы деревья ломаете? (Нет)
Из рогаток по птицам стреляете? (Нет)
О животных что-нибудь знаете? (Да )
(Загадывает загадки о животных, дети их отгадывают.)
Ведущий. Не нуждается ни в ком,
На спине свой носит дом.
При себе всегда пожитки
У медлительной... (Улитки.)
Всех перелётных птиц черней,
На пашне ищет он червей.
Взад-вперёд по веткам вскачь,
А зовётся птица... (Грач.)
За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала...
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
Белка. Скажите, что мы, белки, в свои кладовые на зиму собираем?
Медведь. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалила?
Мухомор. Нужны ли кому-нибудь такие грибы, как я? Для чего?
Кукушка. Если вы увидите выпавшего из гнезда птенца, что вы сделаете?
Дети отвечают на все вопросы.
Лесовушка. Кто знает стихи о птицах?
Ребёнок. Как счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря разразится.,
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Того, кто на земле живёт без дома.
Не разоряйте птичьего гнезда! (К. Кулиев.)
Лесовушка. Дети, расскажите, какой оы
вы хотели видеть природу.
Ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.
Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый летний дождь.
Ёж. Чтобы лес наш стал чудесен.
Чтобы смыть и грязь, и плесень,
Чтоб деревья напоить
И цветы в траве умыть,
Воду в речке освежить,
Надо дождик пригласить.
Дети поют закличку «Дождик». Звучит аудиозапись - по выбору воспитателя. Девочки исполняют хореографическую композицию «Летний дождь».
Лесовушка. Как красиво стало после дождя. Умылись деревья, травы и кусты. Знаете ли вы растения нашего леса?
Весну встречает - серёжки надевает.
Набросит на спинку зелёную косынку.
На платье полоски у дерева... (Берёзки.)
Кто ни прикасается,
За того цепляется. (Репейник.)
Мягок, а не пух.
Зелен, а не трава. (Мох.)
Какую пользу приносят деревья? Назовите деревья, которые растут (не растут) в нашем лесу. (Ответы детей.)
Ребёнок. Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой –
Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом –
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя –
Вырасти меня.
Я тебя листвою от дождя укрою –
Поливай меня.
А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий –
Не забудь меня!
Лесовушка. Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Назовите цветы, которые растут (не растут) в лесу. (Ответы детей.)
Ребёнок. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не станет красоты.
Выходит Айболит (его роль исполняет взрослый).
Айболит. Здравствуйте, дети!
Я часто бываю в лесу.
Много у меня здесь дел.
И животным надо помочь,
И трав лекарственных собрать.
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
Знаете ли вы лекарственные растения? (Ответы детей.)
Давайте поиграем.
Айболит раскладывает карточки с изображением лекарственных растений и предлагает выбрать и назвать те, которые могут использоваться при лечении тех или иных заболеваний. Дети выполняют задание.
Ведущий. У Медведя температура и кашель. Какие лекарственные растения помогают справиться с простудой? (Мать-и-мачеха, календула, листья и ягоды малины или смородины.)
Заяц поранил лапу. Какие травы применяются при лечении ран? (Подорожник, чистотел, крапива.)
У волка болят зубы. Какие растения ему помогут? (Шалфей, кора дуба.)
Молодцы! А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно - хлопайте в ладоши, если я ошибся - топайте.
Ветки не ломайте, листья зря не рвите.
Цветы срывайте, в венки вплетайте.
Шумите, кричите, аукайте.
Громкой песней лес баюкайте.
Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей.
Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь.
Все животные и растения нужны лесу.
В лес возьми с собой топор: сможешь там
разжечь костёр.
Мусор в лесу не бросай, всё за собой убирай.
Лесовушка. Раз вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, то сможете помочь лесным обитателям навести порядок.
Проводится игра «Собери мусор».
Звучит аудиозапись веселой музыки. По сигналу ведущего дети собирают разбросанные фантики и складывают их в пакеты.
Лесовушка. Спасибо вам, дети! Вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны - ведь вы умеете ценить красоту нашей земли и беречь её.
Дети (поочерёдно). Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
Надо природу беречь и лелеять.
Копать осторожно, умеючи сеять.
Ловить и стрелять не подряд, а с умом.
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей.
Всё. Что зовется Родиной твоей!
Лесовушка. Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не обижайте зря!
Ведь море без рыб - не море.
А небо без птиц - не небо.
А земля без зверей - не земля.
Звучит аудиозапись песни «Раненая птица»
(муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского)