22.03.2016г. Еремеева О.С. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РЕБЕНОК.
Мама с ребенком трех с половиной лет пришла на консультацию к психологу. Диагноз поставили, и врач назначает лечение. Но в воздухе зависает какая-то загадка. Малыш неспокоен, носится по комнате из угла в угол, хватает на своем пути разные игрушки, но сразу же теряет к ним интерес. Он то говорит чепуху, то кривляется, то бросает на взрослых холодные взгляды, почти не реагируя на обращения к нему. Ребенок начинает ревновать мать и во время ее разговора с врачом все больше шумит. Мать чувствует себя растерянной и неспособной приостановить это. Странно, что она не замечает вещей, которые кажутся очевидными. Замечание врача, что ребенок, наверное, часто смотрит телевизор, она воспринимает с удивлением ("Откуда вы можете об этом знать?") и считает, что это происходит не так уж часто. Десятилетний мальчик приходит к врачу с проблемой нарушения концентрации внимания. На вопрос "Как часто ребенок смотрит телевизор?" мама отвечает : "Нечасто, 3-4 раза в неделю". - "А раньше, в дошкольном возрасте?" - "Действительно, в то время мальчик смотрел все передачи подряд". И утерянное время не вернешь.
Смогут ли родители понять то, что телевидение последовательно мешает их ребенку стать самостоятельной активной личностью?
Современные средства массовой информации развивают у ребенка поверхностность, бездеятельность, пассивность. Мир детской фантазии и представлений наполняется низкопробными образами, часто с жестоким содержанием, которые забирают у ребенка свободу.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ТОРМОЗИТ:
- речевое развитие как возможность выражения личности;
- процесс чтения: дети хотя и читают, но тратят больше усилий, чтобы понять смысл прочитанного;
- развитие фантазии: детям сложно следить за рассказом, потому что их способность представлять атрофируется: "Когда я читаю детям историю, не показывая иллюстраций к ней, они начинают возмущаться: я ничего не вижу";
- процессы концентрации: телевидение делает ребенка поверхностным, "ленивым в мышлении", уязвимым к разным манипуляциям - активного обрабатывания увиденного не происходит, выводы телезрителя отвечают замыслам авторов телепередачи. Чтобы понять телепередачу правильно, необходимо полностью вникнуть в ее смысл.
Эта пассивность приводит к тому, что в реальной жизни человек неспособен находить смысл в том, что он воспринимает непосредственно. Чтение книг заменяется просматриванием комиксов. Телевидение соблазняет охватывать взглядом страницу в целом и больше не читать; - детскую любознательность, желание самостоятельно открывать мир и стремление его понять.
В своих поисках и исследованиях ребенок не учится принимать как должное разочарования и какое - то время жить "с вопросом" , поскольку фильмы всегда предлагают ему готовые ответы;
- способность играть и проявлять инициативу: детские игры становятся более пассивными;
-сначала дети заинтересованно вступают в игру, но при необходимости действовать самостоятельно быстро теряют к ней интерес.
Дети ждут, чтобы их развлекали, их приходится уговаривать делать даже те вещи, которые им очень нравятся. Считается, что телевидение развивает речь ребенка и обогащает его словарный запас. Однако практика показывает, что это далеко не так. К тому же дети, которые часто смотрят телевизор, больше подвержены стрессам и тяжелее их переносят.
Телевидение приводит к гиперактивности и непоседливости, усиливает те отклонения, которые уже есть у ребенка. Все, что происходит на экране, ребенок переносит в свою повседневную жизнь. "Экранная" радость при этом может переживаться более реально, чем настоящая. Грань между реальностью и фантазией стирается. Постоянное наблюдение насилия через некоторое время перестает вызывать негативную моральную реакцию. Мир функционирует уже без непосредственного участия человека - "события могут происходить и без меня", из них не делается никаких выводов.
Поэтому шансы развития чувства ответственности сознания вины понижаются. В период между 1952 и 1977 годами в среде первого поколения детей-телеманов возникает новый тип преступника-подростка - далекий от раскаяния убийца, который почти не осознает своих поступков. В этот же период вдвое увеличился процентный уровень арестов подростков от 10 до 18 лет за употребление наркотиков. Подростки часто сравнивают воздействие телевидения с переживаниями, которые дают наркотики. "Первое, чему учишься, начиная употреблять марихуану, это то, что исчезает всякая способность отличать реальность от иллюзии. Это так, как будто смотришь телевизор". Или: "Подросток полностью осознает свой собственный опыт, но процесс обработки и объяснения происходящих событий у него полностью отсутствует. Ощущения настолько овладевают вниманием подростка, что он, хоть и пассивно, но очень интенсивно и непосредственно из переживает, попадая к ним в плен". А ведь начинается все в дошкольном возрасте! Поймите, что смотреть телевизор ребенку вредно, и защитите его от этого.
Пред нами, родителями и воспитателями своих и чужих детей, стоит задача, которая подсознательно исходит от самих детей: своим воспитанием содействовать тому, чтобы они могли развиваться деятельными и здоровыми.