22.03.2016г. Бахилова А.В. Мастер-класс 2речевое развитие детей дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Мастер- класс Тема: « Речевое развитие как одно из направлений развития и образования детей ». Воспитатель Бахилова А. В. МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области». ЦЕЛИ: Создать условия для профессио нального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме; Показать практику работы по организации речевого развития в детском саду. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ 1. Презентация педагогического опыта: - информация по работе над данной темой; - результаты( прогноз) . 2. Имитационная игра: - проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с детьми; - слушатели играют две роли: детей, экспертов. 3. Моделирование. 4. Рефлексия: - дискуссия по результатам совместной деятельности воспитателей ДОУ. Теоретическая часть: В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Задачи образовательной области «Речевое развитие»: — владение речью как средством общения и культуры; —обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; — развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; — формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Кроме традиционных речевых задач( формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи: — развития диалогической речи дошкольников; — развития речевого творчества; — формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Подобные приоритеты расставлены не случайно. 1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения. 2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии. 3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по- своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы. В 3- 4 года( младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба». Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши( из сказки «Маша и медведь») , когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено. Особенности восприятия литературного произведения детьми младшего дошкольного возраста определяют задачи: 1. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для осознания литературного произведения. 2. Помогать соотносить имеющийся детский опыт с фактами литературного произведения. 3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении. 4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героев и правильно их оценивать. В 4- 5 лет( средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений, расширяется круг конкретных представлений. Дошкольники легко устанавливают простые причинно- следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны. Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Скрытые мотивы героев по- прежнему не замечают. Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3- летних. Задачи: 1. Формировать умение устанавливать в произведении разнообразные причинно- следственные связи. 2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки героя. 3. Формировать умение видеть простые, открытые мотивы поступков героев. 4. Способствовать тому, чтобы дети определяли свое эмоциональное отношение к герою и мотивировали его. В 5- 6 лет( старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено. Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, « Чипполино » Д. Родари и др. Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу. Задачи: 1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно- следственных связей в сюжете произведения. 2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания. 3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения. 4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста. В 6- 7 лет( подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно- следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета. Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения. Задачи: 1. Обогащать литературный опыт дошкольников. 2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении. 3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков. 4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении. Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит педагогу разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС дошкольного образования наиболее актуальным является такое взаимодействие педагога с детьми, которое проходит в формах, специфических для дошкольников: в игре, в познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Использование сюжетных картинок как раз отвечает этому требованию. Работа с сюжетными картинками знакома педагогам в рамках речевого развития дошкольников. Традиционно это происходило так: предлагалась серия картинок, связанных единым содержанием. Затем задавались вопросы по сюжету, героям, месту действия и т. д. После этого составлялся рассказ по картинкам. Предлагаемая методика позволяет сделать взаимодействие по развитию речи мотивированным и познавательным, что соответствует принципам развивающего обучения. Предлагаемые картинки должны быть связаны единым содержанием, на них изображены действия героев в о пределенной последовательности. Задачи данной системы занятий — развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи, разви вать речь и речевое творчество. Кстати, похожие развивающие игры для детей можно посоветовать и родителям. Задания: 1. Предлагается набор картинок, в которых заведомо нарушена последовательность. Дети должны отыскать ошибку и исправить ее. Далее дается задание рассказать сюжет по картинкам придумать название рассказа. Задача — выявить умение детей выстроить содержание картинок в логической последовательности. 2. Выставляется вся серия картинок. Первая открыта, остальные закрыты. Предлагается по такому расположению составить небольшой рассказ( по одной картинке) . После составления рассказа открывается вторая картинка, дети снова придумывают рассказ по данному расположению. Далее открывается третья картинка( действия те же) , затем четвертая картинк а( действия те же) . Дети придумывают название, выбирается самое удачное. Задача – развивать воображение, умение предвидеть развитие сюжета, действия персонажей, изображенных на первой картинке, формировать умение придумывать наиболее точное название рассказа. 3. Предлагается серия картинок, которую надо разложить в правильной последовательности и составить коллективный рассказ. Педагог спрашивает, кто начнет рассказ, кто расскажет середину, кто будет заканчивать. Задача – закреплять представление о композиции, формировать умение действовать сообща, помогать товарищу случае затруднения. 4. Предлагается серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить расска з, когда вы знаете, чем закончились события». Один ребенок рассказывает по такому расположению. Затем открывается первая картинка. Снова придумывается расска з. После этого открываются средние картинки. Коллективно или один ребенок составляет рассказ по открытым картинкам. Дается название, выбирается лучшее. Задача – закреплять представление о композиции, развивать воображение, логику выстраивания сюжета. 5. Педагог показывает одну картинку, дети рассматривают. Затем ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Вопрос: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? » Затем выставляется вся серия картинок из 5 штук. Открываются первая, третья и пятая. Вторая и четвертая – закрыты. Д ети составляют рассказ по такому расположению. Затем открывается вторая картинк а, снова составляется рассказ. Те же действия с четвертой картинкой. Группа из 5 человек составляет новый рассказ. Задача – формировать умение чувствовать логику изложения, развивать воображение. 6. Педагог выставляет серию из 4 картинок, открываются первая и четвертая, вторая и третья – закрыты. Дети придумывают рассказ по этому расположению( по 2 картинкам) , дают название. Затем открываются все картинки, составляется рассказ. Задача – закреплять представление о композиции( известно начало и конец, дети предполагают, что может быть изображено в середине) . 2. Имитационная игра. Варианты заданий: 1. Поиграть в игру «Какой картинки не стало? »( дети закрывают глаза, а воспитатель прячет одну из иллюстраций) или «Какой не хв атает? » 2. Поиграть в игру «Каки е картинки поменялись местами? » 3. Раздать картинки детям и предложить выставить их на демонстрационном полотне в нужный момент коллективного рассказа. 4. Перемешать сюжетные картинки к 2- 3 знакомым сказкам, раздать и предложить разложить по сказкам в правильной п оследовательности и рассказать. 5. Раздать по одной иллюстрации и опр еделить по ней название сказки. 6. Раздать каждому ребенку по картинке к 2- 3 сказкам и прочитать фрагменты из этих сказок( дети угадывают по отрывку и поднимают соответствующие иллюстрации) . Таким образом, в рамках развивающего обучения дети выполняют различные лексические и грамматические упражнения, направленные на формирование умений составлять простые и сложные предложения, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, связывать между собой части высказывания. Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите ещё раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребёнок, не умеющий серьёзно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. 3. Моделирование Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам метод организации игры. Каким образом вы можете использовать данный метод в своей работе. В течение 2 минут разработайте собственную модель игры, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего сценария игры. Слушатели демонстрируют фрагменты своих игр. 4. Рефлексия «Считаете ли Вы данный метод эффективным и почему? » При ответе используйте прием «Незаконченное предложение» Я считаю данный метод ………………. . , потому что …………….