Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Духовно - нравственное воспитание.
Приоритетным направлением модернизации образования является духовно – нравственное воспитание молодежи .
Нравственное воспитание – ежедневный труд , к которому с большой ответственностью относится педагог. А культурный человек – это тот , который способен сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи , общества и человечества , демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением , общением.
Но в настоящее время , такие происходящие явления в обществе , государстве , понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому , что нравственные приоритеты теряют значимость и привлекательность.
Во взрослом мире бывает непросто быть и остаться человеком.
О трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить конечно надо, но параллельно необходимо открывать им светлую сторону , показывать, что в ней есть тепло, радость, любовь и человечность,
Бояться надо нравственного бесчувствия.
«Мы детей одеваем , кормим – вы их воспитывайте» ,- любит твердить обыватель, не желая понимать, что воспитание – сложный непрекращающийся процесс, в который вовлечены все.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами . Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?» указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно .Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх духовность, а она бесконечна…
Будет нравственность, почти наверняка будет духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Приобщение детей к культуре, к духовным ценностям - не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями, так и перед будущим России.
Раньше так говорили: «Люди жили, умнее нас были. Мы поживем, тоже ума наживем» . А как нажить ум? Читай умные книги, слушай взрослых. Можно и многознающим быть , и быть злым . Как же так? А так, что ум, не просвещенный познанием Бога, никогда не сможет сделать человека счастливым. Конечно, верить в то, что ОН сотворил небо, и землю и под землей. Человека сотворил, деревья, травы. Солнышко запустил ходить по небу, чтобы оно нас согревало и радовало. Он был всегда и будет всегда. У Него вечность, у нас – время земной жизни. На малое время выпускает Он нас в мир. Дает нам жизнь, дает свободу поступать по своим желаниям. А потом? А потом мы будем отчитываться за свою жизнь: хорошо мы жили или плохо, и что мы заслужили – ад или рай?
А как заслужить рай? Очень радостное желание. И надо потрудиться, чтобы осуществить его. А без помощи Божией ничего не получится. Господь через Своих пророков, апостолов посылает нам правила жизни, следуя которым мы приближаемся к Нему. Книги Священного Писания – наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг – это, конечно, Псалтирь.
По Псалтири учились и читать, и писать, и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит средства к их исправлению.
Во все века лучшие умы обращались к Псалтири. Василий Великий называет Псалтирь сокровищницей, в которой всякий непременно отыщет что-то на пользу себе: «Познаешь из псалмов величие мужества, строгость справедливости , честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения…»,- вот так говорит один из отцов Церкви.
Вся Псалтирь убеждает в том, что, во-первых, жить без бед, печалей, скорбей невозможно; но люди, переносящие невзгоды терпеливо, со смирением , даже с радостью, не только избавляются от грехов (а печаль и уныние – это грех ), но и получают помощь Божию на свои богоугодные дела.
Жизнь мгновенна. Вчера я была маленькой девочкой, сегодня я – бабушка.
Куда ушла жизнь, каким дождем пролилась? На землю, давшую цветы, или на сухой песок?
Список используемой литературы:
Воспитание школьников журнал / 9/2008 г.стр. 10 -13
Воспитание школьников журнал /9/2010г.стр. 8- 11
Пед. Совет журнал , газета для педагогов / 8/2006 г. стр. 12 – 16
Православная радуга журнал г. Самара. Изд. « Пересвет» ,1/ 2013
Пед. Совет журнал газета для педагогов , стр. 10 -11 , 1/ 2004г.
Псалтирь для детей
Молись, мой ангел.М., « БЛАГО» , 1995.
« Псалмы избранные для детей», Духовно – просветительское издание.- М. ООО « Синтагма» 2012 г.