Доклад на педагогическом совете «Играем в сюжетные игры»
Документы для скачивания
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида Теремок» Доклад на педагогическом совете «Играем в сюжетные игры» Подготовил: Бормотова Надежда Алексеевна Воспитатель средней группы. 201 3 В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий основные потребности, прежде всего в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых. В игре он может все: плыть на океанском лайнере, лететь в космос, учить школьников и даже взрослых. Таким образом, малыш в игре, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы» проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский также обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные, неподдельные чувства. Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции …К огда же играть? У традиционных сюжетно- ролевых игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это « стрелялки », смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр. Известный исследователь детских игр Т. И. Бабаева нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игр а- это самая детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха. Огромные возможности игры и в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В силу привлекательности игры, дошкольники, играя, оказываются способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом»( А. П. Усова) . Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. В программе «Детство», раздел «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается» занимает одно из ведущих мест. Это свидетельствует об особом отношении авторов к проблеме организации игровой деятельности, и они считают, что задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Учитывая многообразие сюжетных игр, программа ориентирует педагогов на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребёнок может удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности, а также вступить в контакт со сверстниками. Следующая задача воспитател я- создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения( палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др. ) выступая в качестве заменителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей. Важно учитывать расположение игровых материалов, что зависит от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, их предпочтений. Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не особенно обеспечит интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания дети получают во время экскурсий, чтения детской литературы, при просмотре мультфильмов, участии в театрализованной деятельности. Но ребенок не всегда переносит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать( значит, надо учить) , или полученные сведения ему не интересны( значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей) . В значительной степени эту проблему могут решиться воспитатели детского сада, но только если они сами умеют играть и выделяют для игры время и место, а также могут руководить игрой. Что значит руководить игрой? Надо научить детей ставить игровые цели, помочь им в составлении ее сюжета, содержания. Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли и необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре. Зачем руководить игрой? Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие. Как руководить игрой? Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ, это включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только, а том случае, если дети принимают воспитателя только в таком качестве. Важнейшая характеристика сюжетно- ролевой игры, ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способо м- незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети, кто с кем играет, кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются и как долго играют, кто инициатор игры и кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей. Таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранении самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно- игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребёнка способность к импровизации, насыщению оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы. Всё это способствует тому, что игра остаётся любимой и значимой для детей деятельностью до конца дошкольного детства.