Ребенок играет с едой – ругать или радоваться?
Документы для скачивания
Ребенок играет с едой – ругать или радоваться? Многие дети рано или поздно начинают играть с едой. Почему это происходит? Как правильно реагировать? И как относиться к данному явлению? Над данным вопросом размышляет Рындина Анастасия( канд. пед. наук, ассистент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена) . Нормально ли то, что ребенок играет с едой? Для малыша раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста – абсолютно! Более того, тревожиться стоило бы в том случае, если родители никогда не замечали своего ребенка за этим занятием. Почему? Почему дети играют с едой Главное и первое, о чем важно помнить, рассуждая на эту тему: дети видят этот мир иначе, чем взрослые! Что видите вы в тарелке с кашей? Кашу! А малыш видит в своей тарелке холмы, дороги, леса и реки! И если ребенок не голоден, а трапеза все никак не заканчивается, то есть время для пробуждения креативности! Помните ли тесты с чернильными пятнами? Специалистами разработаны методики абстрактных стимулов( пятен) для изучения интеллекта и креативности. Испытуемого спрашивают: «На что похоже данное изображение? ». Творчески одаренные люди могут найти в таких пятнах целые сюжеты. Ребенок, внимательно поглядевший в свою тарелку и обнаруживший там поля из манной каши, незамедлительно начнет прокладывать дороги ложкой и перевозить по ним груз( все что угодно может стать грузом в зависимости от того, что вы подали с кашей) . То есть мы смело можем сказать, что у ребенка, играющего с едой, развито воображение, не так ли? Во- вторых, игры с едой можно считать даже полезными, потому что для детей данного возраста игра и экспериментирование( а применительно к играм с пищей вернее все- таки говорить об экспериментировании) – единственный естественный способ познания мира. То есть если любопытство и любазнательность на данный момент сильнее голода, то еда начинает восприниматься как разнообразный материал для творчества и опытов. У разных продуктов могут быть совершенно удивительные сенсорные характеристики( и сыпучесть, и тягучесть, способность смешиваться с чем- либо) . И это куда более захватывающе, чем играть со специальными материалами для творчества. Ведь все открытия в своей тарелке принадлежат ребенку. Не потому что «это надо знать», а вопреки правилам поведения за столом и потому что « мне важно и интересно это знать». Именно поэтому маленькие дети запускают в суп всю пятерню и пробуют на ощупь каждый отдельный кусочек. Такие эксперименты совсем не нравятся взрослым – ведь ребенок пачкается и пачкает все вокруг! Однако и в этом есть свои положительные стороны. У маленьких экспериментаторов за счет разнообразия сенсорного опыта будут быстрее развиваться речь и мышление! Третий момент, о котором нужно помнить. Игра с едой для ребенка – это исследование пищи, знакомство с новыми продуктами и как результат – формирование интереса, пищевых пристрастий. Итак, прежде чем прервать эксперименты малыша с едой, глубоко вздохните и вспомните о том, что дают они больше, чем отнимают ( конечно, Вам понадобится время на уборку, но зато, например, не нужно будет создавать специальные игровые ситуации для развития моторики и знакомства со свойствами различных веществ) . Как вести себя дальше? Ребенок играет с едой. Что делать? Если Вы не готовы принять такое поведение ребенка( пусть даже это и полезно для его развития) , то есть ряд правил, которые помогут в «привитии нужных манер». 1. Как уже было написано выше, играть с едой получается тогда, когда ребенок не голоден. То есть первое правило: не заставляйте сидеть ребенка над тарелкой в надежде, что он «одумается» и доест три- четыре ложки. Если начинаются игры, значит, пора заканчивать трапезу! 2. Ребенку постарше расскажите о причинах того, почему Вы не приемлите его экспериментов. Тут нужно разобраться со своими чувствами! Я не люблю, когда мой ребенок играет с едой, потому что… Почему? Потому что Вам это кажется кощунством? Ведь все это – результат человеческого труда, в том числе и Вашего собственного! Вам не хочется оттирать от пола и мебели суп? Скажите об этом ребенку! А еще лучше после беседы, показать или рассказать о том, откуда берется, например, хлеб( а может, даже привлечь к изготовлению) , а также привлечь к уборке помещения, в котором ребенок оставил следы своих игр. 3. Детям помладше( от 6 месяцев и до трех лет) ВАЖНО трогать пищу, а не только смотреть на нее. Если Вы не готовы к тому, чтобы ребенок забирался пальцами в тарелку, попробуйте приобщить кроху к готовке. Попробовав тесто на ощупь, размочив его кусочек в воде, а затем раскатав в блинчик, ребенок утолит свой сенсорный голод и познавательный интерес! Ну, и напоследок! Будем честны сами с собой. Даже взрослые «играют» с едой! Рисование отпечатками( в ход идет морковка, картофель) , игры в манке, рисование манкой и аппликации гречкой – все это использование еды не по назначению! А результаты таких нетрадиционных техник создания изображения могут быть очень интересными. А приготовление новых блюд? Все это в некотором роде – игра и экспериментирование. Может, все- таки стоит позволить ребенку проявить свою креативность и любопытство?