a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Упрямый ребенок. Что делать?

Автор: Завалина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2016-03-24 09:05:17

Документы для скачивания

left000 Упрямый ребенок. Что делать? Если мы говорим, что ребенок упрямый, как правило, это означает, что мы высказываем свое недовольство: нам с таким ребенком тяжело, мы попадаем с ним в неприятные и непонятные для нас ситуации. Ваш ребенок упрямый? Хочу Вас удивить.   Это хорошо!  Это даже замечательно! Если заглянуть в словари, то упрямый – это тот, кто отличается такими качествами как упорство, настойчивость, целеустремленность и решительность. Такие ли уж это плохие качества для современного человека? Также можно обнаружить, что упрямец стремится поступать по- своему, с ним трудно договориться, и он плохо поддается управлению. И вот именно это- то и может мешать взрослым «правильно воспитывать» упрямого малыша! В совершенно обычных условиях, без каких- либо видимых для нас причин( это не означает, что их нет! ) ребенок начинает капризничать, и как мы ни стараемся уговорить его вести себя «прилично», ничего из этого не выходит. Что делать? Как договориться? Почему малыш ведет себя таким образом? Давайте разбираться! Если полистать страницы сайтов в Интернете, посвященные проблеме детского упрямства, можно найти множество действенных( действенных ли на самом деле? ) советов. И первый среди них: «Найдите огрехи, которые Вы допускаете в воспитании своего ребенка, постарайтесь их исправить». Даже для постоянно рефлексирующего родителя это может стать непосильной задачей. Приведу пример. Вы забираете ребенка из садика. Привычный ритуал: приветствие, долгое( для Вас) одевание, короткие попытки поиграть прямо в одном ботинке с товарищами по группе, прогулка до дома. Вы идете и мирно беседуете. И на вашем пути встречается лужа. Большая и, вероятно, глубокая. Вы говорите: «Давай обойдем ее вот с той стороны». И в этот самый момент случается нечто странное! Ребенок весь сжимается, у него краснеют глаза, он не собирается обходить лужу ни с какой из сторон, идти по луже он тоже отказывается. И вообще! Идти дальше он отказывается наотрез! В чем дело? Что случилось? Где Вы ошиблись? Вы начинаете судорожно пытаться найти причину в последних минутах, предшествующих катастрофе. Что Вы такого сказали ребенку, что могло его расстроить? Может, не надо было прерывать его общение с другом в раздевалке садика? Может, надо было вообще пойти другим путем из сада домой? Причина может быть абсолютно любой. Сверстники косо посмотрели на новые колготки. Воспитательница не отметила старание на занятии. В группе было очень шумно. Ребенок не выспался, у него начинается грипп, в сапоге оказался камушек – ВСЕ ЧТО УГОДНО! И скорее всего, лужа – это та самая «последняя капля». Поэтому мой первый совет будет другим.   Упрямство ребенка может быть вовсе не результатом ошибок в воспитании  ( хотя может быть и следствием гиперопеки, чрезмерного контроля, когда ребенок вынужден отстаивать свое право поступать, как хочется ему самому) .   Упрямство может проявиться в ответ на какие- либо стрессовые для ребенка условия или их совокупность.   И тут важно опять- таки помнить, что ребенок – такой же человек, как и мы, взрослые.  Только ему еще тяжелее справляться с негативными эмоциями.   А мы ведь тоже бываем не в настроении.  Мы ведь тоже иногда думаем: «Все! Больше никуда не пойду! Буду стоять, как истукан и молчать! », «Ничего не хочу! », «Ничего не буду! », «Уйдите все, отстаньте от меня! ». Давайте договоримся, что в первую очередь  мы признаем право ребенка быть упрямым, понимаем, что он может быть не в том настроении, что ему может быть трудно и что он нуждается в некотором времени, чтобы «выдохнуть» накопившееся. И при этом стараемся не винить себя. Как уже ясно из примера, приведенного выше, наши слова и действия могут быть просто фоном для обдумывания или переживания какого- либо негатива. Мы также должны быть готовы, что упрямство в некоторые дни и некоторые месяцы жизни ребенка может просто зашкаливать. И связано это будет с тем, что просто «день неудачный»( та самая совокупность стрессовых моментов) или же с возрастными особенностями – кризисами развития. Принято считать, что  кризис 3 лет  выражается именно в повышенном упрямстве, негативизме и стремлении делать все так, как хочется самому. Упрямство в 3 года Действительно упрямый ребенок, достигший трехлетнего возраста, будет стремиться делать все «САМ». Он хочет быть активным и самостоятельным, старается быть наравне со взрослым. Для этого у него еще очень мало возможностей( рост маленький, не та сила, зависимость от нашей воли, нашего расписания и даже настроения) , что и расстраивает его очень сильно. Поможет справиться с упрямым ребенком предоставление ему большей свободы. Хочешь сам помыть посуду? Пожалуйста! Хочешь сам нести пакет? Пожалуйста! А сами дышим равномерно и улыбаемся. Ну, отскребем остатки еды от тарелок попозже – не так уж и страшно. Ну, волочится пакет по грязи – вообще ерунда( он же одноразовый! ) . Зато ребенок доволен – он сделал дело САМ! Упрямство в 4 и 5 лет Причины у упрямства старшего дошкольника – те же, что и у малыша в 3 года. Недостаток свободы, неудачные дни и родительские «как я сказала, так и будет! ». Ребенку необходимо знать, что у него есть право выбора. Нам тоже неплохо бы об этом помнить. Даже в случае с лужей это могло бы разрядить обстановку. Не «давай обойдем лужу с этой стороны», а «ого, какая лужа – целый океан… что делать будем? ». Вообще давайте договоримся пореже выдавать готовые решения и почаще спрашивать мнение ребенка. «Как поступим? », «что делать? », «куда пойдем на прогулке? », «что оденешь – синюю шапку или зеленую? », «какой ложкой хочешь есть? », «будешь есть или сразу пойдем гулять? », «ты вообще есть хочешь? »… Итак, подведем итог. Первое.  Упрямый ребенок – вовсе не неудача и вовсе не ошибка воспитания. С ним бывает трудно, но никто не обещал, что ребенок будет удобным. И вообще удобный человек – это страшно, согласны? Второе.  Облегчить  общение  с упрямцем можно, если принять и понять, что ребенок может быть таковым. Особенно в некоторые моменты и периоды своей жизни. Как минимум, такая установка позволяет нам самим отпустить ситуацию и расслабиться. Б о льшие выгоды этой позиции будут проявляться постепенно. Третье.  Ребенку, который во многом зависит от взрослых, важно чувствовать себя равной им личностью. Поэтому стараемся давать больше свободы, предлагаем ситуации выбора, чаще задаем вопросы, а не выдаем заранее продуманные нами ответы и рецепты. Четвертое.  Любим малыша и гордимся им! И, исходя из этого, расставляем приоритеты. Нас не заботят взгляды прохожих, мнение воспитателя о степени его упрямства. Нас интересует только его настроение, только его мнение. И в трудной для ребенка ситуации( трудной, может быть, и для нас самих) мы готовы любить его, готовы разговаривать с упрямцем, готовы искать причины его «ступора», готовы искать способы разрядить ситуацию.  

Оставить комментарий: