Что говорить, когда ребенок плачет?
Документы для скачивания
Что говорить, когда ребенок плачет? Когда малыш заливается слезами, взрослые от растерянности( или по привычке? ) начинают призывать на помощь юмор, пытаясь обратить все в шутку( «Рева- корова», «Ой, какой нос красный! А что это из него потекло? ! ») и даже посторонних свидетелей( «Ой, посмотрите, люди добрые, что же это у нас делается! ») … Но самая распространенная реакция взрослых на слезы ребенка выражается коротким запретом- приказанием: «Не плачь! ». Эта реакция может быть разной по форме: звучать грубо( «Не плачь, кому сказала! ») , растерянно( «Ну, что ты, что ты… Не плачь! ») , ласково( «Ну, не плачь, милый! ») и даже наиграно шуточно( «Не плачь, я куплю тебе калач! ») . Тем не менее, посыл у нее один: необходимо перестать плакать, как бы этого не хотелось. То есть по сути взрослый запрещает ребенку испытывать и выражать негативные эмоции. Ну, как же! У нас такая хорошая, смелая, умная( список можно долго продолжать) девочка, а тут развела нюни! Получается, что автоматически, плачущий ребенок перестает быть хорошим? Перестает быть «угодным» взрослому? Чего мы хотим? Мы, действительно хотим, чтобы малыш перестал плакать. Но не автоматически перестал лить слезы, а чтобы причина его расстройства была устранена, ведь так? Нам тяжело видеть, что ему грустно, страшно. И за словами «не плачь» кроется наша попытка успокоить ребенка ( впрочем, это относится к любому типу реакции) . Правда, иногда причина слез нам не понятна. И нам кажется, что если ребенок замолчит, успокоится, возьмет под контроль свои чувства, нам будет легче разобраться в ситуации. Однако это заблуждение! Ведь у нас уходят время и силы на увещевание малыша по поводу того, что «не стоит плакать». Чего мы получаем? Ребенка, который считает, что плакать «не хорошо». И если ему будет плохо и тяжело, он будет изо всех сил терпеть и скрывать свои чувства. А накопление негатива, как известно, приводит к разнообразным психосоматическим заболеваниям. Чем заменить? А попробуйте заменить озвучиванием тех переживаний, которые стоят за коротким «не плачь! ». Глубоко вздохните, успокойтесь сами, прислушайтесь к себе и поведайте малышу на ушко: «Милый, мне очень тяжело видеть, что ты так расстроен. Я бы хотела помочь тебе забыть неприятности как можно скорее! Что мы можем сделать? ». Так прямо и говорите! Неплохо также попытаться обнять ребенка и даже дать «выплакать» остатки слез: плач может усилиться. Но это будут последние эмоциональные рыдания, потому что ребенок понял, что его услышали, ему сочувствуют и готовы помочь. Также на помощь придут тихие поглаживания и уверения в любви: «Я тебя люблю! »- эту фразу не нужно приберегать для особых случаев. Долго и нудно? И кажется, что нет на это времени вот прямо тут – в автобусе, в поликлинике, в раздевалке детского сада? А Вы попробуйте! Работает даже с совсем маленькими детьми – теми, которые еще даже и слова- то не все понимают. Почему? Вероятно, свою лепту вносит наш эмоционально- нейтральный рассудительный тон, «разрешающий» переживать открыто и готовность спокойно( без оглядки на то, что скажут соседи, прохожие, любые другие люди) выслушать или предпринять попытки устранения причины рыданий. И вот еще о чем хочется сказать. Помните фразу Я. Корчака о том, что детей нет, а есть люди? Так вот! В каждой ситуации общения с малышом стараемся встать на его место. В случае с рыданиями, истерикой – вспоминаем себя в минуты подобного расстройства. И становится понятно, что короткого «Не плачь! » явно недостаточно для того, чтобы вернулось доброе расположение духа.