Опыт работы Филатовой О.Н. по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Документы для скачивания
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Филатовой Ольги Николаевны
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
посредством изодеятельности»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствовани
Одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.
Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым, имея самые добрые намерения. Дети иногда совершают отрицательные поступки, не понимая и не осознавая своих действий.
Для меня важно дать детям знания о природе и воспитывать бережное отношении к ней, а также учить ориентироваться в окружающей природной среде и отображать природу в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность развивает у детей чувство прекрасного. Высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Ведь взрослый человек привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и т.д., созданными руками человека, с самого раннего детства. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т.д. Это происходит и на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста нужно воспитывать любовь к природе через изобразительную деятельность.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта.
Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы, и отображать в изобразительной деятельности.
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
Обучающие
1. Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.
2. Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в изобразительной деятельности.
3. Обогащение словарного запаса о знаниях живой и неживой природы.
4. Обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний) и созданию самостоятельных изобразительных работ.
Развивающие
1. Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.
2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
2. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Объект исследования
Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.
Теоретическая база опыта.
1. Программа «Детство» - Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». - М.: 2002 г.
3. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М.: Новая школа, 1995.
4. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?». - М.: 2004 г.
5. Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников» (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений), Саранск, 1995 г.
6. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». - М.: 1985 г.
7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». - М.: 1987 г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки - интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности
В исследованиях Т.С. Комаровой (1960), Т.Г. Казаковой, уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.
В своей работе использую методические рекомендации преподавателей кафедры воспитания и начального обучения МРИО «Мордовского республиканского института образования». Сегодня, когда мы стоим на грани экологической катастрофы, о чем с постоянно нарастающей тревогой и болью говорят писатели, ученые, представители общественности, словом кто всерьез озабочен проблемами сохранения жизни на планете, снова и снова встает вопрос об экологическом восприятии.
Эту позицию разделяют О.А. Воронкевич, С.Н. Николаева, что надо прививать в детях осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, желания сохранить ее.
Мною был составлен педагогический проект на тему «Волшебница-Зима
Тип проекта: познавательно-тв
Предмет - изобразительная деятельность, в которой художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.
I этап - подготовительный
Рассматривание детьми репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов с пейзажным фоном известных русских художников, детской книжной графики. Развивать у детей понимание взаимосвязи между художественными образами изоискусства, музыки, литературы и наблюдениями в природе.
II этап - основной
Прививать детям гуманно-ценностн
Здесь осуществлять учебно-познавате
III этап - завершающий
Активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственно образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Используя образы живописного искусства, музыки, литературы, как и самой природы, для младшего дошкольного возраста более целостно, обобщенно, начинаю уделять внимание признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находя совместно с детьми причинно-следств
Таким образом, от обобщенной формы постепенно перевожу детей к более детальному постижению мира и отображению в изобразительной деятельности.
Анализ результативности.
Результатами работы являются:
-
активность и самостоятельност
ь детей в изодеятельности; -
желание наблюдать и создавать в природе;
-
умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;
-
принимать участие в выставках работ на определенную тему.
Практическая значимость.
Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении, приумножении ее богатства и красоты.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для воспитателя подготовка к занятиям требует затрат времени на изготовление дидактического материала, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.
Огромный труд и терпение при использовании дифференцированн
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.
Свой материал я разместила на сайте –
http://a2b2.ru/m