a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы Филатовой О.Н. по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Опубликовано: 2016-03-24 13:15:21

Документы для скачивания

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Филатовой Ольги Николаевны

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

посредством изодеятельности»

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.

Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым, имея самые добрые намерения. Дети иногда совершают отрицательные поступки, не понимая и не осознавая своих действий.

Для меня важно дать детям знания о природе и воспитывать бережное отношении к ней, а также учить ориентироваться в окружающей природной среде и отображать природу в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность развивает у детей чувство прекрасного. Высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Ведь взрослый человек привык прививать детям бережное отношение к  предметам быта, одежды, картинам и т.д., созданными руками человека, с самого раннего детства. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т.д. Это происходит и на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста нужно воспитывать любовь к природе через изобразительную деятельность.



Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта.

Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы, и отображать в изобразительной деятельности.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

Обучающие

1. Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.

2. Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в изобразительной деятельности.

3. Обогащение словарного запаса о знаниях живой и неживой природы.

4. Обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний) и созданию самостоятельных изобразительных работ.

Развивающие

1. Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.

2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

2. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.

Объект исследования

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.



Теоретическая база опыта.

1. Программа «Детство» - Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». - М.: 2002 г.

3. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М.: Новая школа, 1995.

4. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?». - М.: 2004 г.

5. Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников» (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений), Саранск, 1995 г.

6. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». - М.: 1985 г.

7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». - М.: 1987 г.



Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки - интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. И чем богаче и интереснее жизнь детей, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают ребята, тем больше у них впечатлений, которые они стремятся отразить в своем изобразительном творчестве.

В исследованиях Т.С. Комаровой (1960), Т.Г. Казаковой, уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

В своей работе использую методические рекомендации преподавателей кафедры воспитания и начального обучения МРИО «Мордовского республиканского института образования». Сегодня, когда мы стоим на грани экологической катастрофы, о чем с постоянно нарастающей тревогой и болью говорят писатели, ученые, представители общественности, словом кто всерьез озабочен проблемами сохранения жизни на планете, снова и снова встает вопрос об экологическом восприятии.

Эту позицию разделяют О.А. Воронкевич, С.Н. Николаева, что надо прививать в детях осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, желания сохранить ее.

Мною был составлен педагогический проект на тему «Волшебница-Зима».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Предмет - изобразительная деятельность, в которой художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.

I этап - подготовительный

Рассматривание детьми репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов с пейзажным фоном известных русских художников, детской книжной графики. Развивать у детей понимание взаимосвязи между художественными образами изоискусства, музыки, литературы и наблюдениями в природе.

II этап - основной

Прививать детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям.

Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры-путешествия, занятия-рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе.

III этап - завершающий

Активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственно образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

Используя образы живописного искусства, музыки, литературы, как и самой природы, для младшего дошкольного возраста более целостно, обобщенно, начинаю уделять внимание признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находя совместно с детьми причинно-следственные связи.

Таким образом, от обобщенной формы постепенно перевожу детей к более детальному постижению мира и отображению в изобразительной деятельности.



Анализ результативности.

Результатами работы являются:

  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

  • желание наблюдать и создавать в природе;

  • умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;

  • принимать участие в выставках работ на определенную тему.

 

Практическая значимость.

Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении, приумножении ее богатства и красоты.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для воспитателя подготовка к занятиям требует затрат времени на изготовление дидактического материала, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.

Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.



Свой материал я разместила на сайте –

http://a2b2.ru/methods/19052_vospitanie_ekologicheskoy_kultury_detey_mladshego_vozrasta/

http://www.maam.ru/detskijsad/409007

Оставить комментарий: