Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного образования важнейшими задачами по-прежнему являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической и оздоровительной работы на основе интеграции всех пяти образовательных областей.
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три вида.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость.
- ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмические упражнения, способствующие распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
- динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления, которые могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей
- релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
- различные гимнастики (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика)
- здоровому образу жизни
- физкультурные занятия – основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения.
- проблемно-игровые занятия предполагают использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы.
- коммуникативные игры – игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими.
- занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
- самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
- точечный самомассаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки.
3. Коррекционные технологии
- арттерапия для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания, используется в минимальныхдозах в силу того, что организм детей находится в состоянии развития.
- технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя
- сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка
- цветотерапия – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
- психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а так же на формирование у детей различных психических функций, на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вышеперечисленные технологии целесообразно применять в различных видах образовательной деятельности, в формах работы, реализуемых в режимных моментах, а также в индивидуальной организованной образовательной деятельности. Наряду с этим необходимо соблюдать режим дня ребенка, проводить закаливающие процедуры, правильно организовать здоровьесберегающую среду в ДО.
Важно привлекать родителей к совместной работе по оздоровлению детей. Только при условии сотрудничества ДОУ и семьи, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья дошкольников.
Все эти мероприятия дают положительные результаты, помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.