Материалы участников муниципального этапа конкурса "Учитель года"
Документы для скачивания
Мастер- класс п о теме Делу время! Цель мастер- класса: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. Цели по содержанию: Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся о единицах времени. Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группе Наглядность к уроку: презентация к уроку Высказывание Б. Паскаля о времени Макет часов План мастер- класса: 1. Оргмомент 2. Стадия вызова – игра «Вер ю- не верю» 3. Стадия осмысления – работа с текстом, составление таблицы с вопросами 4. Стадия рефлексии, решение задач 5. Подведение итогов 6. Домашнее задание. Ход мастер- класса Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю вам принять участие в занятии мастер- класса по теме « Делу время ». Предмет нашего разговора на уроке будет необычен. 262890876935 Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно в чера было, сегодня есть и завтра будет. Но если о но прой дет, то его не льзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку: Б ез ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. О чем идет речь, ребята. ( Отвечают ребята) ( Время) Какие единицы времени вы знаете? ( ответы учащихся) Век, г од, м есяц, н еделя, сутки, ч ас, м инута, секунда. Молодцы, а теперь п о словам, которые вы видите на экране, о пишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Например: с егодня 31марта, четверг, ещё весна, 20 11 год, ХХ I век, 1 1 часов. Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поигра ю с вами в игру «Верю – не верю». Будьте внимательны, громко и дружно отвечайте хором на мои вопросы – если верите мне, то говорите «да», если не верите, то говорите «нет». Верите ли вы, что в сутках 24 часа? Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней? Верите ли вы, что олимпиада- это е диница времени? Верите ли вы, что человек, проживший ст о лет, отмечал день рождения только 25 раз? Верите ли вы, что 19+ 23= 18? Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве? Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей? А почему вы мне не верите? Внимание на экран. Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени? Посмотрите, первое предложение текста отвечает на вопрос: что. … Что такое время? Время- это продолжительность какого- либо действия или существования чего- либо. Вы это знали, ребята? … Читаем дальше и узнаем, зачем … З ачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время. Это тоже все хорошо понимают. Что сообщается в следующем фрагменте текста? Какими … Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада- единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней. слушаю вас, … верно, какие единицы измерения времени существуют? Перечитайте ещё раз внимательно текст и скажите, есть ли здесь новая для вас информация? Что именно? …. Читаем следующий фрагмент. Он отвечает на вопрос: сколько … сколько дней в году( обычном и високосном) , сколько часов в сутках? 1 тысячелетие( милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие( век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц- из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785, 9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/ 4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней. Вы это знали раньше? Что- то новое здесь есть? Что именно? … Хорошо. Я нисколько не сомневаюсь, что вы умеете определять время по часам и все- таки прочтите следующий текст об этом. Как определяют время? Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток( ночь, утро) обозначают AM, вторую( день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/ Post Meridiem( до полудня/ после полудня) . За начало отсчёта времени принята полночь. …. . А теперь поднимите руку те, кого заинтересовала эта информация. … Замечательно. Какую информацию дает следующий фрагмент? Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока. Что здесь объясняется? … И почему? …. Вы это знали? …. Молодцы! Читаем последний фрагмент и ставим вопрос: где …. Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигнал ов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли( ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды. Верно. А узнать точное время вы можете по эталонным часам Г осударственной службы времени, которые можно увидеть на сайте главного метрологического центра России. Вы, ребята, знали это раньше? …. По смотрите на таблицу. Знаком минус отмечен ы вопросы, по которым ваши знания увеличились. Вы хорошо потрудились. Работа с текстом и заполнение таблицы с вопросами: + – знали раньше, - - новая информация Что? Что такое время? + Зачем? Зачем нужно знать время? + Какие? Какие существуют единицы времени? - Сколько? Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? Сколько минут в часе? Сколько секунд в часе? - Как? Как человек измеряет время? - Почему? Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? - Где? Где можно узнать точное время? - Молодцы! А теперь пришло время снова сыграть в игру «Верю – не верю» и сравнить результаты двух игр. На партах лежат листочки и вы в них будете отвечать, работая парами. Если верите, то ставите плюс. Верите ли вы, что в сутках 24 часа? …. Ставим плюс Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней? Вы сомневались в ответе, давайте провер им. Посмотрите, оказывается 2014 лет это 735110 д ней, что меньше миллиона. Верите ли вы, что олимпиада- это е диница времени? … Ставим плюс Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз? … Согласна Верите ли вы, что 19+ 23= 18? Это равенство верное, если выполнять сложение «на языке» часов. 7 часов+ 11 часов= 18 часов Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве? Из текста вы узнали, что это возможно, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км. Значит скорость самолета должна быть равна 1000 км/ ч. В современных условиях это вполне достижимая скорость. Сейчас у вас больше плюсов, а в первый раз когда играли вы мне не верили. Существует очень много интересных математических задач по теме «Время». Я предлагаю вам в качестве домашнего задания самим составить задачи по теме «Школьное время». У школьного времени свои единицы измерения. Ребята наш разговор подходит к концу, но я хочу обратить ваше внимание на то, что время быстротечно и мы должны беречь с вами каждую минуту, каждую секунду. Давайте прочитаем народную мудрост ь- пословицы про время. Знай минутам цену, а секундам счет. Упустишь минуту – потеряешь час Век долог, да час дорог. Я БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ВАС ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ И ПРИЯТНОЕ ОБЩЕНИЕ. Спасибо.
Тема урока: Фартук как элемент мордовского национального костюма. Обработка бретелей фартука. ЦЕЛИ УРОКА: Обучающие: - сформировать представление об истории возникновения народного костюма; - познакомить с историей народного костюма; - познакоми ть с основными видами обработки мордовского национального костюма. Развивающие: - способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; - прививать навыки культуры труда и аккуратности; - развивать логическое мышление, исполнительские умения. Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус, внимательность; Наглядность: - книг и по истории костюма; фотографии; - компьют ерные слайды по истории костюма и фартука; - о бразцы мордовского национального костюма; - и нструкционная карта «Раскрой фартука »; - о бразцы последовательной технол огической обработки бретелей; - у ченицы с женскими мордовскими рубахами; - куклы в национальных мордовских костюмах. Раздаточный материал: иглы для ручных работ, игольницы, нитки, портновские булавки, мел, утюг, ножницы; техно логическое лото; правила техн ики безопасности; образцы швов. ТСО: магнитофон с записями песен ансамбля “Золотое кольцо”; компьютер. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Добрый день, всем кто пришёл на наш урок! Девочки, в станьте красиво, поприветствуйте гостей, посмотрите как их сегодня много! Я, думаю, что мы их порадуем хорошей работой, а поможет нам в этом компьютер. Посм отрите в окно, даже солнышко сегодня улыбается. Давайте и мы улыбнёмся друг др угу. А теперь тихонько садитесь, и с хорошим настроением начнём наш урок. Я уверена, что вы сегодня сможете применить на практике свои полученные знания, а ещё узнаете много интересного. Известная пословица о труде гласит “Делу время – потехе час”. А почему бы нам не начать трудиться и грая. Среди многих старинных забав есть такая игра “лото”. Перед вами “Технологическое лото”. Оно поможет нам вспомнить изученный материал, а также настроит на интересную работу. Разложите, пожалуйста, карточки с ответами на поле. 2. Закрепление пройденного материала. 1. Технологическое лото( Приложение 1) . ( Уч- ся предлагается раздать перед уроком по 1- 2 карточки лото и положить её на нужное поле) . Учитель: У нас осталось одно поле не закрыто. Пом огите мне( читает карточку) . “ Бретели фартука обрабатывают … “( Отве ты уч- ся: стачным швом) . 3. Изучение нового материала. Постановка цели и задач урока. Итак, в процессе игры в технологическое лото мы повторили материал предыдущих уроков, необходимый нам сегодня, и узнали тему урока. Прежде чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, давайте совершим небольшую экскурсию в историю национального костюма. ( Музыка) ( Показ слайдов сопровождается краткой историей костюма) Фото( общая фотография) Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно- прикладного творчества мордовских женщи н. О н подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы. Фото Повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений. Фото Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным наб едренным украшением, которое по- эрзянски называ ется пулай или пулагай. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. фот о( пулай) Праздничный пулай украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером Фото( нагрудных украшений) Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником( у мокши) . Фото К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бус ин, шерстяных кисточек и монет. Фото Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти — кархьть( м. ) . Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белыми и чёрными онучами — пракстат. Фото Красочностью, самобытностью, оригинальностью отличается национальная мордовская одежда, которая сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет национальной гордости мордовский костюм входит в ритуалы семейных праздников, фестивалей народного творчества. Фото( современ морд. к остюм) В настоящее время женщины носят такие разноцветные костюмы, кафтонькрдат. Повторение. Для чего служат фартуки? ( Для защиты одежды от загрязнения) . Какие бывают фартуки? ( с нагрудником и без нагрудника) Фартуки бывают разные, давайте, сейчас и посмотрим. Фартук, как элемент одежды Фото Ассортимент одежды по общему назначению: бытовая, производственная, спортивная Фото Производственная –э то одежда, предназначенная для выполнения различных работ. Служит для защиты от загрязнений, вредных влияний производственной среды и обеспечения эффективности и безопасности труда Фото Фартук – распространенный вид производственной одежды Фото И стория начинается с Древнего Египта. Передник был характерной принадлежностью мужской одежды. Фото З атем переселяется передник в Западную Азию, а оттуда уже в Европу. Фото В эпоху средневековья передник становиться принадлежностью рабочей одежды Фото Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. Фото Передник периодически входит в модусреди высших слоев общества Фото С о временем передник стал частью праздничного народного костюма. Фото В о время Первой мировой войны из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. ( Входят в класс две ученицы, одетые в мордовские национальные костюмы) Вопросы учителя: - А теперь, дорогие мои, посмотрите в какую одежду одеты наши учащиеся и скажи те нравится ли вам такая одежда? - Что бы вы изменили в этом костюме? - Как вы думаете, удобна ли такая одежда? ( Ответы учащихся: …. . ) Скажите, ребята, а для каких профессии необходим фартук. ( Плотник, столяр, каменщик, повар, швея, продавец, парикмахер, ученик) От чего зависит цвет и длина фартука? ( от профессии) . Из каких тканей шьют фартуки? ( х/ б( бязь, ситец, сатин, нейлон, лен) ) Какого происхождения эти ткани? ( растительного) - И так, мы продолжим нашу работу над фартуком. - Прежде чем начать работу, давайте вспомним, из каких д еталей состоит фартук. - Сколько деталей, назовите их. ( Нагрудник, пояс, карман, нижняя часть, оборка, бретели) Прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим правила техники безопасности, которые я вам разложила на столах. Я начинаю, а вы продолжайте. 1. Учитель: Я хотела взять иголку Оказалась она колкой. Ученицы, показывая игольницу. Иголка не игрушечка Вам нужна подушечка. 2. Учитель: Выключить утюг спешила, За шнур дернуть я решила Ученицы: Утюг нужно выключать В руках вилочку держать. 3. Учитель: Я сломала вдруг иглу, Может бросить на полу? Ученицы: Иглы на пол не бросайте, Их учителю отдайте. 4. Учитель: Если ножницы даешь, Помни четко правило. Ученицы, показывая кольца ножниц: Два колечка другу дай. Это будет правильно. 5. Учитель: Хочешь стать фотомоделью, Ровно спину ты держи, Ученицы выпрямившись: И хорошую осанку Всем ребятам покажи! - А теперь я вам прокомментирую и наглядно на моем образце покажу технологическую последовате льность обработки бретелей. ( Объяснение и показ учителем работу по образцу) . 1. Сложить пополам ткань лицевой стороной внутрь. 2. Провести мелком прямую линию на изнаночной стороне по краю ср еза, оставив припуск 1см. 3. Обметать срез изделия по краю и настрочить. 4. Удалить нитки смётывания. 5. Обрезать угол края. 6. Вывернуть на лицевую сторону. 7. Проутюжить детали. Самоконтроль. Проверь: I) ширина шва 3 мм; 2) строчка ровная по всей длине шва; 3) шов хоро шо заутюжен. - А теперь з апишите, пожалуйста, тему урока и план работы. Обработка низа мордовского национального костюма. План: 1. Сложить пополам ткань лицевой стороной внутрь. 2. Провести мелком прямую линию на изнаночной стороне по краю ср еза, оставив припуск 1см. 3. Обметать срез изделия по краю и настрочить. 4. Удалить нитки смётывания. 5. Обрезать угол края. 6. Вывернуть на лицевую сторону. 7. Проутюжить детали. Итак, мои юные рукодельницы, приняв к св едению всю информацию, приступим к практической части нашего урока. Если у вас появятся вопр осы в процессе работы, вы можете обраща ться ко мне. ( Тихо звучит народная музыка. ) 4. Практическая работа. Текущий инструктаж. Целевые обходы. 1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. 2 обход. Проверить правильность выполнения приемов наметки бретелей. 3 обход. Проверить осуществление учащимися самоконтроля и самопроверки. Время выполнения задания 1 0 мин. 5. Физминутка: ( Офтальмологическая установка на 15 минуте урока. ) Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову, выполните вращения головой в разные стороны, а теперь посмотрите верх, вниз, вправо, влево. Повторите так несколько раз. Молодцы. Продолжаем работать. 6. Пословицы и поговорки о труде. Учитель: Ребята, как много стихов сложено о труде, поговорок и пословиц. Но на каком бы языке они ни звучали, все говорят о том, что труд возвышает человека. А какие вы знаете пословицы или поговорки о труде? ( Отвечают дети: Труд человека кормит, а лень портит. Тевсь лац туй, къда машты кятть муй. Всякое уменье трудом даётся. Цебярь ломанць, тевса содави. Б ез труда нет плода. Минь павазоньке трудса. Золото познаётся в огне, человек в труде. Цебярсь сатови трудса. Не привыкай к безделью, учись к рукоделью. Мезе видят, сянь и нуят. ) Учитель: Да, замечательные пословицы и поговорки о труде прозвучали из ваших уст. Давайте проанализируем нашу работу. В ходе урока я корректировала ваши действия, и вы исправляли свои ошибки. Меня радует то, что вы работали прилежно, с большим интересом, но я хочу обратить ваше внимание на ровное стачивание строчек по всей длине шва. - Девочки, а скажите, пожалуйста, какие швы применили при пошиве фартука? Ответы учащихся: - срезы пояса – окантовочный шов с закрытым срезом; - срезы боковые – стачной шов взаутюжку, вподгибку с закрытым срезом. Учитель: - А, что необходимо учитывать при выборе отделки любого изделия? Ответы учащихся: - нельзя считать изделие завершённым, если не удалены нитки временного назначения и не выполнена окончательная влажно- тепловая обработка изделия. Провести дидактическую игру по закреплению материала. Предлагаю головоломку: во всех представленных словах присутствует буква «А», пользуясь определениями отгадать слова. 1. Острый металлический предмет с ушком ( иголка) . 2. Ряд повторяющихся стежков ( строчка) . 3. Полоска ткани, пришитая сборками ( оборка) . 4. Тканая, плетеная или вышитая полоска, применяемая для отделки ( тесьма) . 5. Полоска ткани по краю изделия ( бейка) . 6. Изготовление рисунка из кусочков материала ( аппликация) . 7. Изображение шитьем ( вышивка) . 7. Подведение итогов урока. Учитель: А сегодняшний урок я хочу закончить новыми пословицами и поговорками о труде. ( Т екст пословиц проецируется на экран при помощи компьютера. ) 1. Тевсь къда кельгови- пяле сталмоц нельгови. 2. Не игла шьёт, а руки. 3. Трудонь кельги улят- пара вал кулят. 4. Привычка трудиться в жизни пригодится. 5. Взялся за дело, выполняй его умело. 6. Ломанть мазоптсы a ф лемоц, а сонь цебярь тевоц. 7. Кто любит труд, того люди чтут. 8. Тят пеле работать эзда, катк сон эздот пели. Учитель: - И не случайно я обращаю внимание на это ваше внимание. Я очень рада, дорогие мои рукодельницы, что всю эту народную мудрость вы применили при вашей работе и пословицы говорят о вас. За два года работы нашего кабинета вы успели так многое сделать. Всё это можете увидеть на выставках работ «Рукодельница», « Тевсь лац туй, къда пара кятть муй ». Я думаю, мы ещё многому научимся на уроках труда, и многое сделаем, что вам в дальнейшем безусловно пригодится. Заключительная часть. - И так, заканчиваем работу и при ведём в порядок свои рабочие места. Выставление оценок. А сегодняшний ваш труд я оцениваю отлично. А домашнее задание у вас будет такое: Подобрать материал об истории мордовского национального костюма. В конечном счете, ваш труд должен радовать вас. На последующих уроках вам предстоит продолжить ра боту по обработке нашего фартука. Постарайтесь внести в эту работу творчество, фантазию. И помните, девочки, “Какова пряха, такова и рубаха”. Всем большое спасибо!