a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Внеурочная программа 1 класс 2014г.

Опубликовано: 2016-03-25 14:02:53

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мордовско- Козловская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем образовательного заседании методического   учреждения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ объединения/ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Председатель МО_ _ _ _ _ _ _ _ «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2014г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / от «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ 2014г.      Программа  внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ » М орд- Козловская СОШ» Составитель: К олабкина С. Б. 2014г.    Содержание: 1.         Нормативно- правовая и документальная основа. 2.         Пояснительная записка. 3.         Цели и задачи. 4.         Принципы программы. 5.         Направления реализации программы. 5. 1. Формы внеурочной деятельности по направлениям. 6.    Условия реализации программы.       6. 1. Кадровое обеспечение. 6. 2.   Научно- методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное  время.       6. 3. Материально- техническое обеспечение. 7.         Предполагаемые результаты. 8.         Условия для самореализации учащихся. 9.          Внеурочная   деятельность согласно ФГОС, 1- 3 класс   на 2014- 2015 учебный год.            9. 1. Содержание воспитательной деятельности.      9. 2. Виды внеучебной деятельности.      9. 3. Методы и средства внеурочной деятельности. 10.     Тематическое планирование.      10. 1. Пояснительная записка.       10. 2. Цели внеурочного планирования.      10. 3. Задачи внеурочного планирования.      10. 4. Прогнозируемые результаты.      10. 5.   Планируемые личностные результаты. 11.     Содержание деятельности. 12.     Создание материально- технической базы организации досуга учащихся. 13.     Ожидаемые результаты реализации программы. 14.     Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время. 15.     Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. 16.     Ожидаемые результаты реализации программы. 17.     Используемая литература. 1.        Нормативно- правовая и документальная основа:           Закон Российской Федерации « Об образовании».           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.           Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.           Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.           Письмо Министерства образования РФ от 2. 04. 2002 г. № 13- 51- 28/ 13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.           Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ( Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/ 28- 16) .           Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.           Должностная инструкция старшей вожатой.           Должностная инструкция классного руководителя.           Должностная инструкция педагога дополнительного образования.           Санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. 2.      Пояснительная записка      Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.     Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.      Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.           Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:   формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.    Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.   Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,   глубже изучается материал.   На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.     Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.   Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.    Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.    В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.             Воспитательная система школы требует   от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.      Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников: 1- й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь; 2- й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3- й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.     3.      Цель внеурочной деятельности:    Создание    условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,   творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи  внеурочной деятельности: 1.         Организация общественно- полезной и досуговой деятельности учащихся совместно             с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся. 2.         Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3.         Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4.         Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,            сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5.         Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности             и настойчивости в достижении результата. 6.         Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -   для формирования здорового образа жизни.   Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных             программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8.        Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9.         Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 10.     Организация информационной поддержки учащихся. 11.     Совершенствование материально- технической базы организации досуга учащихся. 4.    Принципы программы: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности( от простого к        сложному) . На содержание программы оказали влияние следующие факторы:   Традиции школы.   Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.   Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.    Месторасположение школы( окраина города) . 5.      Направления реализации программы 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2.         Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно- управленческих мероприятий. 3.         Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время. 4.         Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5.         Научно- методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. 6.         Совершенствование уровня кадрового обеспечения. 7.         Совершенствование материально- технической базы организации досуга учащихся.        Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.   Классы Направления   I   II   III   IV   Всего Спортивно- оздоровительное 3 3 3 3 12 Духовно- нравственное н аправление 3 3 3 3 12 Общеинтеллектуальное направление 1 1 1 1 4 Общекультурное направление 2 2 2 2 8 Социальная деятельность 1 1 1 1 4 Итого 10 10 10 10 40     5. 1. Формы внеурочной воспитательной работы по  направлениям: 1. Спортивно- оздоровительное: •       Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. •       Проведение бесед по охране здоровья. •       Применение на уроках  игровых моментов, физ. м инуток. •       Участие в районных спортивных соревнованиях. 2. Общекультурное направление •       Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; •       Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; •       Работа театральной студии «Ладушки»; •       Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города.   3. Общеинтеллектуальное   направление: •       Предметные недели; •       Библиотечные уроки; •       Конкурсы, экскурсии, олимпиады, , деловые и ролевые игры и др. •       Разработка проектов к урокам. 4. Духовно- нравственное направление: •       Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; •       Выставки рисунков. •       Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян; •       Встречи с участниками «горячих точек»; •       Тематические классные часы; •       Подготовка к участию в районной программе «Учимся жить вместе» •       Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. •       Конкурсы рисунков. •       Фестивали патриотической песни. •       Написание летописи родного края 5. Социальная деятельность: •       Проведение субботников; •       Работа на пришкольном участке. •       Разведение комнатных цветов. •       Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам» •       Акция «Тёплый дом». Распределение времени по каждому направлению: Направления 1кл. 3кл. Спортивно- оздоровительное 99 ч. 102ч. Духовно- нравственное н аправление 99 ч. 102ч. Общеинтеллектуальное направление 33 ч. 34ч. Общекультурное направление 66 ч. 68ч. Социальная деятельность 33 ч. 34ч. Общее количество часов 33 0 ч. 340ч.   6. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально- техническое обеспечение.     6. 1.   Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; работники ДДТ; Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи Мероприятия Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности Индивидуальные собеседования с преподавателями- предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений. Семинары- практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. Обеспечение комфортных условий для работы педагогов Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий Организация и проведение общешкольных  мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.   6. 2.   Научно- методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время. методические пособия,  интернет- ресурсы, мультимедийный блок. Создать банк методических разработок дел школы,     мероприятий, событий Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. Разработать систему диагностической работы педагога- психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей  школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной  деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.   6. 3. Материально- техническое обеспечение:           выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,           материалы для оформления и творчества детей,           наличие канцелярских принадлежностей,           аудиоматериалы и видеотехника,           компьютеры,           телевизор,           проектор,           экран и др.   7. Предполагаемые результаты:           внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;           улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;           укрепление здоровья воспитанников;           развитие творческой активности каждого ребёнка;           укрепление связи между семьёй и школой.   Учитель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества   учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.   Задачами сотрудничества   являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно- воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим   направлениям( содержание сотворчества) :             непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;            развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно- познавательной,   исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др. ;            оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.   8.     Условия для самореализации учащихс я. № п/ п Виды деятельности Название секции, кружка и т. д. Охват учащихся( в т. ч. от общего кол- ва) 1 Игровая   КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т. д. 1- 4 классы 2. Художественное творчество Кружок « Ладушки   1- 4 классы 3. Спортивно- оздоровительная «Подвижные игры» Спартакиады, «Весёлые старты» Дни здоровья Беседы и мероприятия о  здоровом образе жизни 1- 4 классы 4. Досугово – развлекательная деятельность Праздники, конкурсы, викторины, фестивали. 1- 4 классы 5. Трудовая деятельность Трудовые десанты, сбор макулатуры. 1- 4 классы 6 Познавательная деятельность Олимпиады, предметные недели 1- 4 классы 7. Туристско- краеведческая деятельность   Туристические походы, экскурсии» 1- 4 классы   9.    Внеурочная   деятельность согласно ФГОС 1- 3 х классов на 2011- 2015 учебный год Направление деятельности Кол- во часов в неделю Вид деятельности Ф. И. О. учителя Спортивно- оздоровительное( 3ч. ) 0, 5 Физкультминутки Колабкина С. Б. 0, 5 Динамические часы 0, 5 Подвижные игры 0, 5 Эстафеты 0, 5 «Веселые старты»   0, 5 День здоровья Духовно- нравственное направление( 3ч. )   0, 5     0, 5   Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; Встречи с участниками «горячих точек»; Колабкина С. Б. 0, 5 Тематические классные часы; 0, 5 Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян; 0, 5 Написание летописи родного края 0, 5 Конкурсы рисунков Общеинтеллектуальное направление( 1ч. ) 0, 5 Разработка проектов к урокам. Колабкина С. Б. 0, 5 Предметные недели, библиотечные уроки Общекультурное направление( 2ч. )   2 Театрально- фольклорный кружок «Ладушки» Колабкина С. Б. Социальн ая деятельность( 1ч. ) 0, 25 Разведение комнатных растений Колабкина С. Б.   0. 25 Работа на пришкольном участке 0, 25 Проведение субботника 0, 25 Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам» Итого 1 0 часов                9. 1. Содержание воспитательной деятельности.     Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: 1)         гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; 2)         социальной активности; 3)         представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 4)         приобщение к системе культурных ценностей; 5)         трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; 6)         экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; 7)         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; 8)         организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; 9)         навыков здорового образа жизни. Внеурочная деятельность   составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей( в том числе этнокультурных) , интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.   9. 2.         Для реализации в школе доступны следующие       виды внеучебной деятельности: 1)         игровая деятельность; 2)         познавательная деятельность; 3)         проблемно- ценностное общение; 4)         досугово- развлекательная деятельность( досуговое общение) ; 5)         художественное творчество; 6)         социальное творчество( социально значимая волонтерская деятельность) ; 7)         трудовая( производственная) деятельность; 8)         спортивно- оздоровительная деятельность; 9)         туристско- краеведческая деятельность. 9. 3. Методы и средства внеурочной деятельности  - это  методы и средства воспитания, выбор которых опреде ляется содержанием, формой внеурочной деятельности: 1)         беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, 2)         упражнение, 3)         поручения детям подготовить сообщения( своеобразный метод рассказа) , 4)         методы игры в различных вариантах, 5)         составление плана  и т. д.   Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся. Формы оценки.             В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:    комплексный подход к оценке результатов образования( оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования) ;    использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;    оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических и учебно- познавательных задач;    оценка динамики образовательных достижений обучающихся;    сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;    использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;    уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;    использование накопительной системы оценивания( портфолио) , характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;    использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. ;    использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.     10.          Тематическое планирование внеурочной деятельности.   10. 1. Пояснительная записка.         Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура( на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию) .      Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно- творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.      Главная задача классного руководителя- так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч- ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты,   инсценировки, праздники…      Содержание деятельности уч- ся начальных классов  во внеурочное время- это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.      Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т. п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».         Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание: - на регуляции социального поведения ребёнка; - привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                  - сохранение положительного отношения к школе и учению; -   воспитание здорового образа жизни; -  интегрирование усилий учителя и родителей;  - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.     10. 2. Цели внеурочного планирования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим, интереса к учению; - формирование желания и умения учиться; -   освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.     10. 3. Задачи внеурочного планирования. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде. Формирование положительной «Я – концепции». Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Воспитание духовно–нравственных качеств личности. Развитие навыков рефлексивных действий.   10. 4. Прогнозируемые результаты.    «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: - готовности к производительному труду( физическому и, прежде всего, умственному) , - готовности к дальнейшему образованию, - сформированности естественно- научного и социально- философского мировоззрения, - сформированности общей культуры, - сформированности потребностей и умений творческой деятельности, - сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни, - сохранения здоровья, т. е.  оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности( возраста, способностей,   интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.       10. 5.   Планируемые личностные результаты. Самоопределение:  - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; - гуманистическое сознание; - социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.   Смыслообразование: - мотивация любой деятельности( социальная, учебно- познавательная и внешняя) ; - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; - целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чу вств др угих людей и сопереживание им.   Нравственно- этическая ориентация: -   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.         11.         Содержание деятельности. Примерное календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы.     Классные часы- практикумы.   Школьные дела.   Развивающий цикл.   Мероприятия. сентябрь 1. Культура моей страны и Я. 2. Я- неповторимый человек. 3. О чём говорят чувства. 4. Моё здоровье. 1. День знаний. 2. Выбор актива класса. 3. Планирование работы. 1.   Автобусная экскурсия. 2.   Месячник «Мы- м ордва » 1. Поход в лес. 2. День старшего поколения.   октябрь 1. Нужные и ненужные лекарства. 2. Пассивное курение. 3. Вкусы и увлечения. 4. Учусь делать правильный выбор. 1. Выпуск номера газеты «Радуга успехов». 2. Спортивный праздник. 1. Викторина «Птицы – наши друзья». 2.   Конкурс «Вальс цветов». 1. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». 2. Праздник урожая.   ноябрь 1. Учусь находить новых друзей. 2. Учусь понимать друзей. 3. Опасные и безопасные занятия. 1. Оформление газеты о делах в классе. 2. Подборка «Моя мама». 1.                  Речевые игры 2.                  Плакат – мозаика «Мамины руки». 1. В гостях у Незнайки( к юбилею Н. Носова) . 2. Суперконкурс «А ну- ка, мамочки». декабрь 1. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. 2. Учусь находить интересные занятия. 3. Правда о табаке. 4. Правда об алкоголе. 1. Подготовка к празднику День чистоты. 2. Поделки игрушек в подарок малышам М Б ДОУ « Мордовско_ Козловский детский сад «Солнышко». 1.         «Введенские обряды». 2.         Экологическая акция «Сделай село нарядным и чистым». 1. Праздник чистоты «День Мойдодыра ». 2. Экологическая акция. Январь 1. Как правильно есть. 2. Режим питания. 3. Самые полезные продукты. 1. Масленица. 2. Татьянин день. 1.         Рождественские обряды. 2.         Крещенская викторина 1. Масляничные гуляния. 2. Заметки в районную  газету « Сельские вести » февраль 1. Понятие белков. 2. Понятие жиров. 3. Понятие углеводов. 4. Понятие клетчатки. 1. Подборка материала « Мои папа и дедушка». 1.         Сталинградская битва. 2.         Участие в кон- курсепатриоти- ческой песни. 1. Игра «Хочу на папу быть похожим». 2. Рыцарский турнир. март 1. Из чего варят каши? 2. «Плох обед, если хлеба нет». 3. Полдник. Время есть булочки. 4. Пора ужинать. 1. Оформление поваренной книги «Семейные рецепты». 2. Конкурс детского творчества. 1.         Поделки мамам и бабушкам в подарок. 2.         Деловая игра «У нас поселился секрет». 1. «Поздравляем милых мам». 2. Конкурс для Золушек. апрель 1. Что такое жажда? 2. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 3. Где найти витамины весной. 4. На вкус и цвет товарищей нет. Занимательная неделя: 1. День смеха. 2. День игры игрушки. 3. День подарков. 4. День трудолюбия. 5. День старания. 6. День театра. 1.         Встреча с врачом инфекционистом. 2.         Составление правил поведения «Чтобы быть всегда здоровым» 1. День смеха. 2. «Весна – утро года». май 1. Мой характер. 2. Учусь оценивать себя сам. 3. Учусь настаивать на своём. 4. Викторина по правильному питанию.   1. Самоанализ дел. 2. Подведение итогов за год.   1.         Составление сборника дет. т ворчества о полезных продуктах. 1. День Победы. 2. Праздник « До свидания, первый класс»     12.   Создание материально- технической базы организации досуга учащихся: Организация и оснащение методического кабинета. Оснащение читального зала библиотеки. Оснащение видеопроекционной аппаратурой.           Оснащение спортивного зала инвентарем. Оборудование рабочего места педагога.   13.          Ожидаемые результаты: Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.                                                                                                                                   Творческая самореализация детей; Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка; Сохранение имиджа школы как общественно- активной, развитие традиций школы; Формирование единого воспитывающего пространства; Развитие ученического самоуправления на всех уровнях; Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы; Активное, массовое  участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня; Использование потенциала открытого образовательного пространства.   14.          Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:   Задачи Мероприятия Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях школы. Оформление информационного стенда Родительские собрания Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время. Размещение материалов на информационных стендах. Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения. Оформление расписания работы кружков. Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся. Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах Оформление стенда «Наши достижения». Размещение на сайте школы. Продолжить работу над сайтом школы в Интернете. Работа над созданием сайта учащимися. Курсы компьютерной грамотности для педагогов. Работа над созданием сайта педагогами.   15.          Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.        Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования  зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.   Управление реализацией  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям: - организация работы с кадрами; - организация работы с ученическим коллективом; - организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами; - мониторинг эффективности инновационных процессов. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований,   диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований   является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,   отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:           рост социальной активности обучающихся;           рост мотивации к активной познавательной деятельности;           уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,   как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;           качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру( уровень воспитанности) ;           удовлетворенность учащихся и  родителей жиз недеятельно стью школы.                Объекты мониторинга: 1.         Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; 2.         Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3.         Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4.         Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. 5.         Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6.         Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; 7.         Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.   16.          Ожидаемые результаты реализации программы.       Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.       Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно- творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.    В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Оставить комментарий: