a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок по окружающему миру 2-4 класс

Опубликовано: 2016-03-25 14:04:36

Документы для скачивания

2 класс Тема: Про кошек и собак. Цели урока: Расширение представлений о кошках и собаках. Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них. Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным. Оборудование: учебник" Окружающий мир" А. А. Плешаков, 2класс; компьютер; презентация" Кошки и собаки" ; предметы ухода за кошками и собаками; Ход урока 1. Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас урок будет не простой. Мы с вами отправимся в интересное путешествие. На нашем пути будут встречаться станции. На каждой станции будут даны задания. Мы должны их выполнить. 2. Актуализация знаний. Итак. Первая наша станция «Отгадай- ка! ». Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? ( О животных. ) - О каких? ( Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем зап исывать в кроссворд по вертикали. 4 класс Тема: Экологическое равновесие Цели урока: 1.      Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. 2.      Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. 3.      Развивать познавательную активность учащихся. 4.      Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. Оборудование: тест, карточки с заданиями, презентация «Экологическое равновесие» ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока Первая наша станция «Пр оверяй- ка! » Проверка сочинений «Что я расскажу иностранцам о своем родном крае». ( Слушание сочинений) . Вторая станция «Подумай- ка! » На этой станции вы должны поработать над тестом «Черноморское побережье Кавказа» и расселить животных по природным зонам. Загадки: 1) У меня есть к вам вопрос- Кто испачкал рот и нос? Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая, Подскажите мне друзья- Как зовут её –. . . ( Свинья. ) 2) Голодна- мычит, Сыта – жует, Малым ребяткам Молочка дает. ( Корова. ) 3) Он кудрявый очень, очень, Стать шашлыком совсем не хочет, Среди ярок- великан, Как зовут его? ( Баран. ) 4) На окошке пруд, В нём рыбёшки живут У стеклянных берегов Не бывает рыбаков. ( Аквариум. ) 5) С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерет, а лаптей не плетет. ( Коза. ) 6) Надутый, баловень двора, Он выступает важно. О красоте его пера Петух мечтает каждый. ( Индюк. ) Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что- то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, а индюшек лучший друг. Удивительный. . . ( Индюк. ) 3. Самоопределение к деятельности. Тест « Черноморское побережье Кавказа». 1. Черноморское побережье Кавказа расположено… А) в арктической зоне страны; Б) в лесной зоне страны; В) в субтропической зоне страны; Г) в степной зоне стран Ы; 2. Субтропики России- это … А) о бширная зона в центре страны; Б) о бширная зона на востоке страны; В) н ебольшая зона на побережье северных морей; Г) н ебольшая зона на побережье Чёрного моря; 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: А) б ук, каштан; Б) е ль, сосна; В) о льха, липа; 4. На Черноморском побережье обитают. . А) п чёлы, комары, мошки; Б) ц икады, богомолы, олеандровые бражники; В) ш мели, кобылки, жуки- чернотелки; 5. В Чёрном море у побережья обитают: А) к иты, морские черепахи, тюлени; Б) м едузы, крабы, морские коньки; В) к рокодилы, анаконды, котики. 6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: А) к ипарисы, пальмы, магнолии; Б) л ипы, джузгун, маки; В) полынь, типчак, ель; 7. Чёрное море относится к морям…океана А) И ндийского; Б) С еверного Ледовитого; В) А тлантического; Г) Т ихо го; Про кого были все загадки? ( Про животных. ) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? ( Собак и) - Скажите, с кем собаки часто ссорятся? ( С кошками. ) - Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? ( Про кошек и собак. ) - Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. ». - Какие это животные? ( Домашние. ) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? . Скажите, у кого дома есть кошки? 4. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак. Следующая станция «Объясняй- ка! » Презентация «Кошки и собаки». Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто- то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? 8. О каком животном идёт речь в описании: это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей? А) м орской конёк Б) д ельфин; В) к ит; Г) м орская черепаха; 9. Какое растение описывается так: дерево- долгожитель, достигает в высоту 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу? А) б ук; Б) к аштан; В) тис; Рассели животных по природным зонам Кит Богомол АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ Косуля Лось Лемминг СУБТРОПИКИ Кобылка Северный олень ПУСТЫНИ Тупик Рысь ТУНДРА Суслик Дельфин Корсак СТЕПИ Глухарь Ушастый ёж Жук- скарабей ЗОНА ЛЕСОВ Тюлень 3. Работа над темой урока. И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилосьчасами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый" гастроном" , полный упитанных обнаглевших грызунов. Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек. А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках. Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо- голубой плюшевой шерстке – удовольствие. Следующая станция «Объясняй- ка! » 1. Словарная работа. - Сначала выясним, что обозначают слова “экологическое” и “равновесие”. - От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? ( От слова “экология”) - А что такое экология? ( Экология- это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. ) - Что изучает экология? ( Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями. ) - Что же такое “равновесие”? ( Это значит “равное по весу”) - Какое толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. ( Равновесие- устойчивое соотношение между чем- нибудь) 2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия. Экологическое равновесие между живой природой и неживой- Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5 По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? ( Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду) Как деревья давали реке воду? ( Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки) Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена нера вномерно. Специфический окрас породы – темная" маска" на мордочке и голубые г лаза. Н есмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино. Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым' ' будильником' ' может стать для вас кошка. Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака? - Что вы знаете о собаках? ( Домашние животные, разных размеров, разных пород. ) Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был То есть происходил обмен: река питала растения, а растения- реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? ( Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть) Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. - Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”. - Посмотрите, как выглядит наша река  Дон. Слайд 6 Течет река издалека … К ак хорошо, когда река И широка и глубока! Над ней пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! - И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно. - Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? ( Ответы детей) 3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7- То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду. - Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке- множество желудей. Сова- это кто? ( Хищник) бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы. А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков. Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением. Всех собак можно разделить на три большие группы: охотничьи; служебные; декоративные. Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах. Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью. Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии. Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных- меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? ( Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей) - А что произойдет, если сов будет очень много? ( Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста) Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено- нарушится экологическое равновесие. 4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 2.  - Если не будет пауков, что может произойти в природе? ( Ответы детей) - К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где- нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе. Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные. У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи. Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики. Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки- спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках. Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких- либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место? И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга! 1 год съедает около 4000тлей. Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения. - Как человек может нарушить экологическое равновесие? Нарушение экологического равновесия между животными В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше. - Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами. - Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? ( Ответы детей) 1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые. - Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести? 9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные? Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много. Слайд- вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? ( Ответы детей. ) Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из- за равнодушия людей, из- за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове. Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных. ( Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда- то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным. Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов. Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки. 5. Физкультминутка Как умывается кошка? Как потягивается кошка? Как царапается кошка? Как шипит кошка? Как виляет хвостиком? 6. Продолжение работы по теме урока. Следующая станция «Прочитай- ка! » Прочитайте материал на стр. 84- 87 Следующая станция «Угадай- ка! » Викторина: Эти шалунишки играют в кошки- мышки? ( Том и Джерри) Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? ( Филя из 4. Физкультминутка Следующая станция «Выполняй- ка! »( работа в рабочей тетради) передачи" Спокойной ночи, малыши! " ) Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? ( Жучка в сказке" Репка" . ) Какой кот носит постоянно черные очки? ( Кот Базилио. ) 7. Рефлексия. Ответы на вопросы. 8. Подведение итогов урока. - Что нового узнали на уроке? - Что показалось самым интересным? 9. Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради №2- 4 на стр. 28- 29 5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 6. Домашнее задание. Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.

Оставить комментарий: