a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

За что хвалить ребёнка?

Автор: Мацковская Ирина Василовна Опубликовано: 2016-03-26 18:38:07
За что хвалить ребенка
   Как ни странно, проблема поощрения, его интенсивности, эмоциональности, частоты, обоснованности намного сложнее и многообразнее, чем проблема наказания. Не отрицая значимости наказания, хочется отметить, что репертуар возможных наказаний не велик. Исчерпав его, мы оказываемся без инструментов влияния на ребенка. Кроме того, ребенок довольно быстро перестает реагировать на частые наказания или замечания, он как будто не слышит взрослого. Уже в дошкольного возрасте дети понимают, что нужно просто переждать вспышку родительского негодования. Помимо этого дети часто забывают или не понимают, за что их ругают. Это связано с тем, что психика человека вырабатывает защитные реакции на стрессовые или неблагоприятные обстоятельства, которыми и являются наказания. Плохое не задерживается в памяти, вытесняется. А вот позитивная информация сохраняется надолго. Ребенку хочется еще раз услышать хорошие, добрые слова о себе. А значит, он будет пытаться повторить поступок, который их спровоцировал. Иными словами, похвала чаще оказывается более эффективным способом воздействия на ребенка, чем наказание.
  Дети – глубоко социальные существа. Оценка их поступков взрослым, особенно близким и значимым человеком, является индикатором правильности их поведения, моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем их собственной ценности для других, а, значит, и для себя самого. Поступок или качество, незамеченные взрослым, перестают иметь ценность для ребенка, исчезают из его поведения. Например, родителям следует не замечать употребление ребенком бранных и неприличных слов. Если у взрослого хватает выдержки на одну-две недели, такая проблема исчезает сама собой. Малыш не видит ожидаемой им реакции, и ругаться становится неинтересно. Наоборот, если взрослые сердятся, смеются или смущаются, т.е. какую-то обратную связь, эмоциональную реакцию, дети могут еще долго с удовольствием произносить «плохие» слова, эпатируя взрослых. Сходная реакция наблюдается у ребенка, когда не замечают его положительные черты. Например, если взрослый игнорирует одаренность ребенка, он воспринимает это как скрытую форму отрицания его уникальности, ее значимости для семьи. Понимая это, дети стараются не выделяться, скрывают свои способности, что приводит к затуханию одаренности, а в некоторых случаях и к эмоциональным срывам. Однако поощрение очень острое и далеко не однозначное средство воспитания. Оно может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности или провоцируя эмоциональное напряжение и внутренние конфликты. Как сделать так, чтобы поощрение шло на пользу нашим детям и помогало нам, взрослым их воспитывать?
  Прежде всего, необходимо понять: за что хвалить ребенка. Казалось бы, ответ очевиден – за хорошие поступки. Однако, оказывается, в зависимости от возраста понимание важности и правильности меняется. Например, вполне естественно хвалить двухлетнего ребенка за использование горшка, ложки, расчески.
 По отношению к пятилетнему ребенку это будет странно и неестественно. 1. Следовательно, мы поощряем достижения, существенные для каждого возраста:
В раннем детстве (1-3 года) важно:
· научиться использовать предметы по назначению;
· овладеть навыками самообслуживания; · пользоваться речью для выражения мыслей, чувств, желаний.
 В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-5 лет) поощряется:
· самостоятельность;
· понимание потребностей другого;
 · ориентация на взрослого;
 · понимание и соблюдение элементарных моральных норм;
 · активная познавательная деятельность;
 · умение играть и рисовать.
 В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ценится:
· умение владеть собой;
· выражать свои чувства и формулировать мысли;
 · способность продуктивно фантазировать и думать, ориентироваться в достаточно широком спектре нравственных ценностей; соблюдать их;
· желание узнавать новое;
· умение строить разнообразные игры, рисовать, конструировать и т.д.
Поощрение форм поведения, свойственных более раннему возрасту, приводит к инфантилизации ребенка. Он начинает вести себя как маленький, требует снижения уровня требований к нему, ожидает от родителей более снисходительного отношения. Очевидно, что такая позиция не способствует развитию и продвижению вперед. С другой стороны, завышение требований, поощрение более взрослых форм поведения также не является оптимальным. Поддерживая раннее взросление, мы заставляем ребенка торопиться, выходить за рамки своего возраста, уменьшаем его и так не долгое детство. В таких случаях дети стараются вести себя как взрослые, не успевая освоить формы поведения и познания, характерные для их возраста и необходимые в дальнейшей жизни. Очень часто родители с гордостью говорят, что их дети умеют в 4 года читать, считать до 100, знают много «взрослых» слов, а в 6 лет полностью готовы к школе: пишут, читают, считают, могут общаться на иностранном языке. В тоже время оказывается, что такие дети могут не знать и не уметь оперировать названиями цветов, геометрических форм, размеров, а также играть, рисовать, конструировать, имеют слабо развитое наглядно - образное мышление. Таким образом, думая о том, за что похвалить ребенка, вспоминайте, сколько ему лет, сможет ли он понять ваше поощрение, нужно ли поддерживать его поведение и достижения, соответствуют ли они его возрасту.
 2. Другим важным моментом является учет индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо отмечать и положительно реагировать на проявление тех сторон личности, которые мы хотели бы видеть в ребенке и которые даются ему с трудом. Так, тревожные, неуверенные в себе дети нуждаются в поощрении самостоятельных решений и поступков. Детей с трудностями в обучении необходимо хвалить даже за самые незначительные достижения в познавательной сфере. Гиперактивный ребенок заслуживает поощрение за 10-15 минут сосредоточенности на занятии. практически единственным способом воздействия на негативно демонстрационного ребенка является поощрение доброжелательного, неконфликтного поведения и игнорирование плохих поступков.
Следовательно, у каждого типа личности существенен свой предмет для поощрения. Хвалите ребенка, когда он добивается пусть маленькой, но победы над своими слабостями, и не замечайте, если сегодня ему это не удалось. Ваша поддержка поможет ему строить собственную личность.
3. Еще одно условие эффективного поощрения – последовательность. Для его соблю
дения взрослому необходимо иметь четкие представления, что он хочет воспитать в ребенке, какие качества считает ценными в людях, какие поступки ему нравятся. Бывают случаи, когда непоследовательность родителей приводит к внутреннему конфликту, эмоциональному срыву и нарушению детско-родительских отношений. Некоторые родители понимают демократичность и принятие ребенка как вседозволенность. В результате неблаговидное поведение детей воспринимается ими с милой улыбкой, как проявление свободы и неординарности ребенка. Однако в 5-6 лет многие поступки таких детей начинают вызывать осуждение окружающих взрослых и смущают самих родителей. В результате то, что вчера еще поощрялось взрослыми, сегодня вызывает их резкое осуждение. Ребенок не готов к такой перемене. Он смущен, нервничает, не понимая, что происходит. Часто объясняет себе это тем, что он стал плохим, или сама мама его разлюбила. Это, без сомнения, становится тяжелым ударом для него и его отношений с близкими людьми. Последовательная поддержка правильных, нравственных поступков ребенка обоими родителями, единство в их требованиях и ожиданиях являются залогом эмоциональной стабильности, личностного благополучия, гармоничного нравственного развития ребенка. Одобряя ребенка, мы должны быть последовательны, учитывать его возрастные индивидуальные особенности. Именно грамотная поддержка поможет малышу вырасти гармоничным, нравственным и успешным человеком.

Оставить комментарий: