a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нравственно – патриотическое воспитание. Из опыта работы МКДОУ Скляевского детского сада воспитатель: Ильина И.Г. 2015 г.

Автор: ИЛЬИНА ИРИНА ГЕРМАНОВНА Опубликовано: 2016-03-26 20:24:29

Документы для скачивания

 

 

 

Нравственно – патриотическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы МКДОУ

Скляевского детского сада

воспитатель: Ильина И.Г.

2015 г.

 

   Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).

  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

   МКДОУ Скляевский детский сад работает по программе «Детство» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитание. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, так как народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

   Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, мы строим свою работу, опираясь на следующие принципы:

  1. «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
  2. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  3. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  4. Сочетание научности и доступности исторического материала.
  5. Наглядность.
  6. Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  7. Профессиональная компетентность педагога.
  8. Системность и последовательность.
  9. Принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.
  10. Принцип от близкого к далёкому.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

    Работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы разделяем на 3 блока:

1 блок – «Моя семья».

2 блок – «Родное село».

3 блок – «Родная страна».

   Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребёнка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок – «Моя семья».

  Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа.

2 блок – «Родное село».

   Знакомство начинается с детского сада, с улицы, по которой идёшь в детский сад и селом. Важно показать ребёнку, что родное село имеет свою историю, свои традиции, памятники. Продолжением работы будет знакомство с родным краем и с городом Воронежем. Село, город – частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

3 блок - «Родная страна».

  Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

    Систему работы можно представить следующим образом:

Семья – Детский сад – Родная улица – Родное село – Родная страна.

  Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, своё село, край и всегда помнил прекрасные слова: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

  В своём детском саду мы проводим мероприятия, приуроченные к памятным датам:

  • Моя семья.
  • Родное село.
  • Бабушка рядышком с дедушкой (День пожилых людей).
  • Жить – Родине служить.
  • День Матери.
  • Сказки из бабушкиного сундука.
  • День Победы.

Основные задачи нравственно – патриотического воспитания должны способствовать:

  1. Воспитанию у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
  2. Формированию бережного отношения к природе.
  3. Воспитанию уважения к труду.
  4. Развитию интереса к русским традициям.
  5. Расширению представлений о городах России.
  6. Знакомству детей с символами государства.
  7. Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  8. Толерантного отношения к другим народам.

  Решение поставленных задач по воспитанию нравственно – патриотического воспитания детей на основе трёх блоков предполагает совместную деятельность воспитателей, детей и родителей.

  По блоку «Моя семья» мы проводим следующие мероприятия:

- Составление конспектов занятий, бесед («Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников;

-  Смотр – конкурс «Фотографии из семейного альбома»;

-  Празднование Дня пожилого человека;

-  Составление генеалогического древа каждой семьи;

-  Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья»;

-  Чтение художественной литературы;

-  Просмотр мультфильмов;

-  Сюжетно – ролевые игры, речевые игры;

-  Консультации с родителями по правовому воспитанию детей.

Блок «Родное село»:

В нашем селе есть памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В детском саду стало традицией ежегодно принимать участие в праздновании Дня Победы, где дети рассказывают стихи и дарят подарки, сделанные своими руками.

-  Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад»;

-  Целевые прогулки, экскурсии (почта, магазин, библиотека, медпункт);

-  Сюжетно – ролевые игры;

-  Беседы: «Село родное – Скляево»;

-  Праздники.

3 блок – «Родная страна»:

-  Составление конспектов занятий;

-  Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Лётчики», А. Барто «Кораблик» и др.

-  Праздник «День защитника Отечества»;

-  Индивидуальные и коллективные беседы (о родах войск, военных орденах и медалях, военной технике);

-  Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение»;

-  Рассматривание открыток, иллюстраций;

-  Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок в подарок папе, дедушке;

-  Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, дружбе и товариществе.

  Работа по нравственно – патриотическому воспитанию отражена в тематическом плане и ведётся последовательно и системно.

В педагогическом коллективе детского сада по нравственно – патриотическому воспитанию проводятся педсоветы и семинары.

Педсоветы:

  • «Проблемы взаимодействия детского сада и семьи», «Безопасность и здоровье наших детей», «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Красота – это то, что создаёт человек», «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников».

Семинары:

  • «Защита прав и достоинства ребёнка», Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши», «Организация работы с родителями в ДОУ», «Дидактические игры», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  • «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников) ТЦ «Учитель», Воронеж 2005г.
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, Санкт – Петербург 1997г.
  • «Дошкольникам о защитниках Отечества» Л. Кондрыгинская 2005г.
  • «Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Данилина 2003г.
  • Информация в родительских уголках.
  • «Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Андреева 2005г.
  • «Люби и знай родной край» Н. Липнягова 2007г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание».
  • Журнал «Ребёнок в детском саду».

 

 

Оставить комментарий: