Нравственно – патриотическое воспитание. Из опыта работы МКДОУ Скляевского детского сада воспитатель: Ильина И.Г. 2015 г.
Документы для скачивания
Нравственно – патриотическое воспитание.
Из опыта работы МКДОУ
Скляевского детского сада
воспитатель: Ильина И.Г.
2015 г.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
МКДОУ Скляевский детский сад работает по программе «Детство» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитание. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, так как народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, мы строим свою работу, опираясь на следующие принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Профессиональная компетентность педагога.
- Системность и последовательность.
- Принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.
- Принцип от близкого к далёкому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы разделяем на 3 блока:
1 блок – «Моя семья».
2 блок – «Родное село».
3 блок – «Родная страна».
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребёнка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
1 блок – «Моя семья».
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа.
2 блок – «Родное село».
Знакомство начинается с детского сада, с улицы, по которой идёшь в детский сад и селом. Важно показать ребёнку, что родное село имеет свою историю, свои традиции, памятники. Продолжением работы будет знакомство с родным краем и с городом Воронежем. Село, город – частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок - «Родная страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
Семья – Детский сад – Родная улица – Родное село – Родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, своё село, край и всегда помнил прекрасные слова: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
В своём детском саду мы проводим мероприятия, приуроченные к памятным датам:
- Моя семья.
- Родное село.
- Бабушка рядышком с дедушкой (День пожилых людей).
- Жить – Родине служить.
- День Матери.
- Сказки из бабушкиного сундука.
- День Победы.
Основные задачи нравственно – патриотического воспитания должны способствовать:
- Воспитанию у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
- Формированию бережного отношения к природе.
- Воспитанию уважения к труду.
- Развитию интереса к русским традициям.
- Расширению представлений о городах России.
- Знакомству детей с символами государства.
- Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Толерантного отношения к другим народам.
Решение поставленных задач по воспитанию нравственно – патриотического воспитания детей на основе трёх блоков предполагает совместную деятельность воспитателей, детей и родителей.
По блоку «Моя семья» мы проводим следующие мероприятия:
- Составление конспектов занятий, бесед («Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников;
- Смотр – конкурс «Фотографии из семейного альбома»;
- Празднование Дня пожилого человека;
- Составление генеалогического древа каждой семьи;
- Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья»;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр мультфильмов;
- Сюжетно – ролевые игры, речевые игры;
- Консультации с родителями по правовому воспитанию детей.
Блок «Родное село»:
В нашем селе есть памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В детском саду стало традицией ежегодно принимать участие в праздновании Дня Победы, где дети рассказывают стихи и дарят подарки, сделанные своими руками.
- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад»;
- Целевые прогулки, экскурсии (почта, магазин, библиотека, медпункт);
- Сюжетно – ролевые игры;
- Беседы: «Село родное – Скляево»;
- Праздники.
3 блок – «Родная страна»:
- Составление конспектов занятий;
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Лётчики», А. Барто «Кораблик» и др.
- Праздник «День защитника Отечества»;
- Индивидуальные и коллективные беседы (о родах войск, военных орденах и медалях, военной технике);
- Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение»;
- Рассматривание открыток, иллюстраций;
- Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок в подарок папе, дедушке;
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, дружбе и товариществе.
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию отражена в тематическом плане и ведётся последовательно и системно.
В педагогическом коллективе детского сада по нравственно – патриотическому воспитанию проводятся педсоветы и семинары.
Педсоветы:
- «Проблемы взаимодействия детского сада и семьи», «Безопасность и здоровье наших детей», «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Красота – это то, что создаёт человек», «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников».
Семинары:
- «Защита прав и достоинства ребёнка», Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши», «Организация работы с родителями в ДОУ», «Дидактические игры», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
ЛИТЕРАТУРА:
- «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников) ТЦ «Учитель», Воронеж 2005г.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, Санкт – Петербург 1997г.
- «Дошкольникам о защитниках Отечества» Л. Кондрыгинская 2005г.
- «Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Данилина 2003г.
- Информация в родительских уголках.
- «Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Андреева 2005г.
- «Люби и знай родной край» Н. Липнягова 2007г.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал «Ребёнок в детском саду».