Конспект НОД по познавательному развитию "Электрическая лампочка"
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Тема «Электрическая лампочка»
Методическая разработка
Конспект НОД по познавательному развитию
Разработал: Воспитатель, I кв. категория
Третьякова Мария Александровна.
Муниципальный район «Усть-Куломский»
2016
Автор-составитель, Третьякова Мария Александровна воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
ТЕМА : «Электрическая лампочка»
Возраст: старший дошкольный.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цели: формировать у детей понятие об электрической лампочке; развивать лексико- грамматический строй речи, мышление, память, внимание; формировать умения и навыки правильного обращения электрооборудованием.
Планируемые результаты: описывает предметы, знает назначение электрической лампочки; способен рассуждать, умеет формировать ответы на вопросы, проявляет устойчивый интерес к разным видам детской деятельности.
Оборудование: лампочка, спички, лучина, свеча, керосиновая лампа.
Ход:
- Организационный момент.
- Послушайте отрывок «Сказки про спички», которую написал С.Я.Маршак. О прочитал сказку Г.-Х. Андерсена, где предметы на кухне спорят, кто из них важнее, и перевел ее на русский язык в стихах.
Чтение отрывка «Сказки про спички» воспитателем.
- Ребята, о чем говорится в этой сказке? (О спичках.)
-Чем гордились спички? (Гордились тем, что могли освещать весь дом своим волшебным светом.)
- Постановка проблемной ситуации.
- Ребята! Что случилось со спичками? (Спички зажглись, вспыхнули и сгорели.)
- Вот какая проблема. Спички ярко горят, но не долго, сгорают вмиг.
-Мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибли! Крабле! Бумс!».
Дети закрывают глаза и произносят слова.
- Что мы видим? (На столе лежат предметы: лучина, спички, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка.)
- Сначала люди придумали лучину. (Показывает)
- Что это такое? (Ответы детей.)
Воспитатель (дополняет ответы детей.) Это просто щепка, заостренная на конце. Лучину делали из березы. Один конец закрепляли, другой поджигали. Но лучина быстро сгорает и коптит.
- Скажите, дети, такое освещение удобно? (Нет.)
- Затем придумали свечку. Ее изготавливают из пчелиного воска. Внутри имеется фитиль, его поджигают. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Нет.)
- Почему? ( от нее может произойти пожар, она коптит, плохо освещает комнату.)
Демонстрация горения лучины и свечи.
- Но человек не останавливался на достигнутом, и он придумал керосиновую лампу. Как вы думаете, удобной она была? (Нет.)
- Прошло много лет, прежде чем появилось электричество. А.Лодыгин, русский электротехник придумал электрическую лампочку.
- Познавательная деятельность.
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее:
Ночь, но если захочу,
Щелкну раз- и день включу. (Электрическая лампочка.)
- На столе лежит электрическая лампочка. Посмотрите на нее и скажите, какой фрукт она напоминает. (Грушу.)
-Кто знает загадку о лампочке?( Висит груша, нельзя скушать.)
- Дети, назовите основные части лампочки. (Стеклянная колба, металлический цоколь, через него поступает электрический ток.) Внутри стеклянной груши находится нить накаливания, она такая тоненькая, сделана из металла, который называется вольфрам. При включении лампочка ярко вспыхивает и светится. При пользовании электрической лампочкой нужно знать правила обращения с ней. Но самое главное- детям нельзя трогать электрическую лампочку включенной. Это опасно для жизни.
Физкультминутка.
Совушка- сова,
Большая голова,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
- Развивающие игры и задания.
- Игры со словами.
а) Придумайте слово- действие к слову «лампочка».
Примеры:
Лампочка … (висит); лампочка … (светит);
Лампочка … (греет); лампочка … ( мигает).
Б) Придумайте слова- признаки:
Примеры:
Лампочка … (стеклянная);
Лампочка … (легкая);
Лампочка … ( прозрачная);
Лампочка … (горячая);
Лампочка … (яркая).
- Составление загадки.
-Составьте свою загадку про лампочку.
Примеры загадок:
Стеклянная, прозрачная, висит, словно груша.
Как солнце, дает она свет, в темноте не заблудишься, нет.
- Творческая работа.
-Нарисуйте лампочку по памяти и представлению.
- Упражнение «Сравни предметы».
- Сравните предметы, лежащие на столе.
Лучина деревянная, а лампочка … (стеклянная.)
Свечка восковая, а цоколь у лампочки … (металлический.)
- Игра «День- ночь».
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «День- ночь».
-Дили –лень, дили- лень,
Наступает новый день.
Просыпайся, детвора,
Бегать, прыгать уж пора!
Дети произвольно двигаются по группе, выполняя прыжки, бег на носочках, с подскоками, с высоким подниманием колен.
- Солнце, прочь, прочь, прочь!
Наступает у нас ночь.
Дети тихо отдыхают,
Крепко- крепко засыпают.
Дети садятся, расслабляются, закрывают глаза, «спят».
- Рефлексия.
-Ребята! Расскажите, как человек победил ночь. (Сначала он придумал лучину, затем свечу, потом керосиновую лампу, а уж после электрическую лампочку.)
- Дети, хорошо ли нам без света? Почему? (Ничего нельзя сделать в темноте без света.)
Какие осветительные приборы есть у вас дома? (Различные светильники, бра.)
Список литературы:
- Скоролупова, О.А. Тематическое планирование образовательного процесса ДОУ [Текст] / О.А. Соролупова. – Волгоград: ООО изд-во «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет [Текст] : под ред. Парамоновой. – М.: ОАО «Олма Медиа Групп», 2014 г.
- Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми [Текст]/ Т.А. Шорыгина. – М.: ООО «ТЦ СФЕРА», 2011 г.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности [Текст]/ Т.А. Шорыгина. – М.: ООО «ТЦ СФЕРА», 2013 г.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о бытовых электроприборах [Текст]/ Т.А. Шорыгина. – М.: ООО «ТЦ СФЕРА», 2015 г.