"Опасности, подстерегающие нас"
Документы для скачивания
Открытый классный час. 5 класс Тема: «Опасности, подстерегающие нас» Цель занятия: 1. В игровой форме закрепить знание правил техники безо пасности, пожарной безопасности, безопасности на дорогах. 2. С пособствовать овладению учащимися знаниями о безопасном поведении при обращении с огнём, электроприборами, на дороге. Задачи этого занятия: закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о дорожной безопасности; привить навыки осторожного обращения с огнем; воспитать чувство ответственности, навыки безопасного поведения дома, в школе, на дороге; воспитать мужественных, находчивых и самоотверженных людей. Оборудование: плакаты п о правилам дорожного движения, по пожарной безопасности; индивидуальные памятки, анкеты. Ход занятия 1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности дома, в школе, на улице. А что может угрожать нашей жизни? ( ответы детей) 2. Самая распространённая опасность и самая страшная – это огон ь. А кто из вас знает, как появился на земле огонь? Как звали бога огня и кузнечного ремесла? ( Гефест) . А кто такой Прометей? ( титан, защитник людей от произвола) . Послушайте одну из легенд. Легенда о Прометее Давным- давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь. Учитель: Но огонь не только помогает нам в жизни, он может стать причиной смерти человека, причиной разрушений. Чтобы этого не случилось, мы должны знать правила обращения с огнём и различными электроприборами, т. к. их в наших домах очень много, и ими пользуются не только взрослые, но и дети. Назовите их. ( Ответы детей) Чтобы сохранять свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные. И так, представьте, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился. Твои действия: 1. выдернуть шнур из розетки 2. накрыть прибор мокрой тряпкой 3. нельзя электрические приборы тушить водой. - Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях. Статистика пожаров в Российской Федерации за 20 10 г. - зарегистрировано 218 тысяч 570 пожаров; - погибли 17 тысяч 65 человек, в том числе 698 детей; - получили травмы 13 тысяч 379 человек; - прямой материальный ущерб прич инен в размере 7, 9 млрд. руб. ЕЖЕДНЕВНО- происходило 599 пожаров, - погибали 47 человек- получали травмы 37 человек- уничтожалось 186 строений, - материальный ущерб 21, 7 млн. руб. 3. Что такое пожар? ( неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства) . Отчего может возникнуть пожар? Отгадайте загадки: 1. На привале нам помог: Суп сварил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собой не унесешь? ( костер) 2. То назад, то вперед ходит- бродит пароход, Остановишь- горе: продырявит море( утюг) 3. Ночь. Но если захочу, Щелкну раз- и день включу. ( в ыключатель) 4. Тело сальное, душа бумажная( свеча) 4. Я не сам по себе, А сильнее вс его и страшнее всего, И все любят меня, и все губят меня( огонь) 6. Дом- стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется Ярким пламенем зальется( лампочка) 7. Спят мирно дочки у папы в домочке А сон у тихонь- в головках огонь( коробок и спички) 4. А какие вы знаете причины пожара? Причины пожара( Плакат) Неосторожность с огнем Неосторожность при курении Нарушение правил эксплуатации электрооборудования Детская шалость с огнем Поджоги Неисправность электрических приборов Забывчивость( забыл выключи ть) Костер в лесу Искра( печь, камин) Л егковоспламеняющиеся предметы: к еросин, бензин, газ Но самые главные виновники пожара- люди 5. А хорошо ли вы помните правила пожарной безопасности. - Чем можно потушить пожар? - Добавь словечко: Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, А залей его. . . ( водой) . - Пожар не ждёт! К ящику бросок! ! - Насыпь на очаг спасительный …( ПЕСОК) - А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете правила пожарной безопасности, всегда ли их соблюдаете и сможете ли научить своих товарищей. Тест 1. Если случится пожар, как ты будешь действовать? Позвоню по телефону «01» 3 Позову на помощь 2 Убегу, никому ничего не скажу 0 2. Если комната начала наполняться густым едким дымом Открою окно, не закрыв дверь 0 Буду продвигаться к выходу 2 Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу 3 3. Если загорелась электропроводка? Буду тушить водой 0 Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению 3 Буду звать на помощь 1 4. Если на вас загорелась одежда? Побегу, попытаюсь сорвать одежду 0 Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя 3 Завернусь в одеяло 2 5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке Накрою сковородку мокрым полотенцем 3 Буду тушить водой 0 Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу 0 6, Если при разжигании газовой колонки или духовки газовой плиты спичка погасла, не успев воспламенить газ, что ты будешь делать? Достану вторую спичку и стану зажигать газ 0 Перекрою газ 2 Перекрою газ и проверю тягу 3 7. Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже( телефона нет) , что ты будешь делать? Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь 3 Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз 1 Буду звать на помощь 1 8. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава? Пройду мимо 0 Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев 3 Сообщу об этом взрослым 2 9. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить? Остановлю, объясню, что это опасно 3 Пройду мимо 0 Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие 0 10. Если во время интересной телепередачи ты увидел, что из телевизора пошёл дым, как ты должен поступить? Продолжу смотреть телепередачу 0 Позову на помощь взрослых 2 Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению 3 Проверка: Если в сумме вы набрали 25- 30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих- т оварищей. Если вы набрали 20 — 24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации. Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности, Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь. ДАВАЙТЕ ОБОБЩИМ, КАК ЖЕ НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ? ( учитель фиксирует на доске в виде памятки) Учитель- Ну, в от теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. А какие пословицы вы знаете об огне? ( учитель предлагает из предложенных пословиц выбрать одну и объяснить её смысл) 6. Конкурс «Пословицы и поговорки» - От искры пожар рождается. - В огне и железо плавко. - Огонь не вода, схватит- всплывешь. - С огнем не шути- сгореть можно. - Искру туши до пожара- беду отводи до удара. - Не играй кошка с огнем- лапу обожжешь. 7. Выставка книг: ( Дети вспоминают произведения сами) С. Маршак" Рассказ о неизвестном герое" , " Кошкин дом" , " Пожар" ; Л. Толстой" Пожарные собаки" , " Пожар" ; Б. Житков" Пожар в море" , " Дым" , " Пожар" ; Е. Пермя к" Как огонь воду замуж взял" . 8. Но нашей жизни угрожает не только огонь, мы должны быть внимательны и на дорогах. Учитель: Из всего числа дорожно- транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда. Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара. 9. Проверим ваши знания. Б лиц- опрос по теме. ( р аздаются карточки с вопросами на 2 команды) . Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают? Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход? Где и как должны ходить пешеходы по улице? В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу? Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса? Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете? Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса? Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог. Как надо правильно переходить улицу, дорогу? Можно ли перебегать через улицу, дорогу? Сколько сигналов у пешеходного светофора? В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы? 10. Вопросы на внимание, смекалку, сообразительность: Проезжая часть дороги с твердым покрытием. ( Шоссе) . Человек, едущий на транспорте. ( Пассажир) . Человек, совершающий движение пешком. ( Пешеход) . Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. ( Знак) . Место ожидания автобуса. ( Остановка) . Транспорт, работающий от электричества. ( Троллейбус, трамвай) . Номер телефона скорой помощи. ( 03) . Место, где на время оставляют свой транспорт. ( Стоянка) . Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. ( Автобус) . Водители- лихачи очень любят его совершать. ( Обгон) . Трехглазый постовой. ( Светофор) . Самые строгие дорожные знаки. ( Запрещающие) . Дорожка вдоль дороги, не для машин. ( Тротуар) . Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. ( ДТП) . Пешеходный переход по- другому. ( Зебра) . Самое опасное место для пешеходов. ( Перекресток) . Это «говорит» желтый свет светофора. ( Внимание) . Часть автомобиля, под которую попадает разиня. ( Колесо) . Его боятся нарушители правил. ( Инспектор) . В него попадает зазевавшийся водитель. ( Кювет) . Безбилетный пассажир? Дорога для трамвая? Дом для автомобиля? Безрельсовый трамвай? 11. Работа с иллюстративным материалом по ПДД 12. Экскурсия по школе( План эвакуации) 13. Подведение итогов беседы: И так, чтобы жить в безопасности надо…. ( дети заполняют рефлексивные листы) Учитель дополняет, обобщает их ответы: уметь предвидеть и распознавать опасность и по возможности избегать ее. з нать правила ТБ, ПБ. ПДД действовать грамотно, решительно, без паники хотеть совершенствовать свои физические и психические возможности, расширять свои знания, избегать вредных привычек. - Урок окончен. СПАСИБО за урок!