"Нам жизнь дана на добрые дела"
Документы для скачивания
МКОУ « Спасбардинская основная общеобразовательная школа» Урок семейной любви «НАМ ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» 4- 5 класс Кадочникова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса апрель, 2012 год 1. 2. Пояснительная записка к классному часу В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что о сновная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Считаю, что с 1 класса необходимо в интересной и доступной для определённого возраста форме учить вежливости, доброте, заботе о дру гих, воспитанию любви и уважению к близким людям, стремлению помочь им, чтобы ученики в урочное и внеурочное время могли приобрести умение взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать, вступать в диалог друг с другом и взрослыми. В реализации данной цели очен ь помогают уроки семейной любви, большая часть которых проводится с участием родителей. Дети и родители – члены одной семьи, они учатся любить друг друга, задумываются о себе, о своей жизни, о своих поступках. В 4- 5 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом. Поэтому в течение года особенно полезными бывают классные часы и общешкольные праздники с мамами, бабушками, способствующие установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, уважительному отношению к родителям, старшим, доброжелательному отношению к сверстникам и младшим. Тема урока семейной любви «Жизнь дана на добрые дела» Цель: создать условия для побуждения у учащихся стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки. Аудитория: дети 4 и 5 классов и их родители. Тип классного часа: урок- практикум. Оборудовани е: электронная презентация, книга Евгения Пермяка «Пичугин мост», карточки с ситуациями для работы в группах, разноцветные листы бумаги; маркеры, анкеты. Подготовительная работа: проведение анкетирования среди детей. Представьте себе, что вы стали на 1 час Волшебниками. Что бы вы сделали: Вылечили всех больных; Сделали свою семью богатой; Превратили себя в самого умного и красивого; Отомстили всем, кто вас обижал; Моя самая большая мечта: Быть самым умным; Быть самым добрым Быть всеми любимым; Быть воспитанным Иметь много детей Стать знаменитым своими полезными делами На основании результатов анкетирования учеников, был построен классный час на тему «Жизнь дана на добрые дела» Ход занятия Эмоциональный настрой( м елодия) . Слайд №1. - Здравствуйте уважаемые гости, дети и родители. Мы сегодня впервые собрались с вами таким составом для сотрудничества на урок семейной любви и надеюсь, что наше общение будет полезным и плодотворным. А тему нашего занятия попробуйте определить самостоятельно. Чтение стихов( детьми) 1. Добрым быть совсем- совсем непросто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. 2. В жизни чудо есть одно- Дело доброе оно. Чудо хрупкое на вид, Но сильней огня горит. Без него жизнь замирает, Замерзает, погибает, Сил, души не пожалей- Добротою жизнь согрей! ( ответы детей и родителей) Учитель: За несколько дней до нашей встречи ребята заполняли небольшие анкеты. Я увидела, что у многих из вас доброе сердце, вы бы хотели вылечить всех больных( 6 чел овек) . Многие хотят стат ь умными, добрыми, воспитанными. А самая большая мечта у 5 дете й- быть самым добрым. 2 человек а желают стать знаменитыми своими делами. Как вы думаете, хорошо, когда у нас такие светлые и добрые мечты? ( ответы) Живущим рядом с нами людям никогда не будет грустно иодиноко, мы согреем их теплом своих сердец. Слайд №2. - А для чего мы живём? ( Работа в группах 3 – 4 человека: за 2 минуты на цветном листке бумаги маркером или фломастером написать ответ на вопрос «Для чего человек живёт? ». Ответы вывешиваются на доску в виде солнышка, озвучиваются детьми или родителями) ( Примерные ответы: для родителей, для любви, чтобы увидеть мир, чтобы выучиться и стать умным, чтобы исполнить мечты) - Значит, для чего же нам дана жизнь? ( ответы по кругу) Соберите пословицу, которая и будет сопровождать нас в течение всего занятия. «Жизнь дана на добрые дела». ( Кто догадался, выходит к доске и собирает в единое предложение. В ывешивается на доску в виде заголовка) . Слайд №3. - Могут ли слова А. П. Чехова стать эпиграфом к нашему уроку? «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро! » Слайд №4- Как понимаете значение этих слов? ( Вопрос по кругу) Беседа с учениками: - А что мешает человеку быть добрым? ( злость, зависть, …) - Какой ответ мы получим на добро, а какой- на зло? Что мы увидим в глазах благодарных людей? ( Мы видим добрые, светлые, радостные, благодарные и весёлые глаза. Это побуждает нас совершать добрые дела. ) - Ребята, как вы считаете, что такое добро? ( Ответы учащихся и родителей, а также других учеников школы( синквейн) . Слайды №5, 6, 7. Доброта- это…( светлое, улыбка, хорошее отношение, помощь, радость, красота, терпение, сила, весёлое настроение…) В словаре Ожегова: «Добро – это всё хорошее, доброе, красивое»- Какого же человека можно назвать добрым? Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как растёт в нашем сердце любовь и надежда. Хорошо если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши мысли. - Ребята, как вы думаете, добрые слова и добрые мысли во что могут превратиться? ( В добрые дела, в добрые поступки) . Я согласна с вами, ведь недаром гласит народная мудрость « Не одежда красит человека, а его добрые дела»( на доске) Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днём, ни днём дождливым И если хочешь быть красивым, то добротою поделись! V. Игра «Волшебный клубок». Давайте поделимся добротой друг с другом. - Я предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубок», чтобы каждый из нас почувствовал, как приятно становится на душе от тёплых и добрых слов. Условия игры такие: передаём волшебный клубок друг другу, называя хорошие добрые слова. Я начинаю МАМА, ДОБРО, ПОМОЩЬ, …………. - Вот видите, сколько всего на Земле доброго и хорошего. Это лишь самая маленькая частичка добра. - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро. ( Учащиеся приводят примеры из своей жизни или жизни окружающих людей) – Ребята, я вам предлагаю послушать рассказ нашего земляка Евгения Пермяка «Пичугин мост» о ваших ровесниках. VI. Чтение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост»( родителем, учителем) . Обсуждение услышанного. Слайд № 8. - О чём мечтали мальчики? - Каким вам показался Сёма Пичугин? - Для чего он решил построить мостик? - Думал ли он о том, что прославится, благодаря своему делу? Можно ли совершать добрые дела просто так, без выгоды, без славы? ( ответы) Рассмотрим несколько ситуаций. VII. Работа в микрогруппах. Обсуждение ситуаций. Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяже лый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. Ситуация 2. Ученик торопился в школу. Он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось. Ситуация 3. Когда старушка- соседка попро сила мальчика отнести и сдать в магазин бутыл ки из- под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем- то отблагодарить его. - Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? Вывод учителя: Я согласна с вами: в первом и во втором случае – бескорыстно, а в третьей ситуации – с выгодой для себя. - Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? - Как бы вы поступили на месте мальчиков? VIII. Наедине с собой( работа на листочках, дети и родители) - А вот сейчас слово ва м. Пусть каждый напишет о добрых делах- примеры из своей жизни, когда вы сделали что- то хорошее другому человеку, бескорыстно, не ради награды. Пусть что- то маленькое, но такое, от чего стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда никому не сделали ничего доброго: ни человеку, ни растению, ни животному. Перед вами волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно. А цвет вы выберите тот, который соответствует вашему настроению. Под песню «Дорогою добра» дети пишут на цветных лепестках, затем прикрепляют их на доску( получаются цветы) . Н а душе становится тепло, светло, радостно от наших добрых дел. - Зачитывать ваши добрые дела мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”. ( н а доске) . Слайд №9. Не только слова должны быть у вас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. – Я видела, что некоторые из вас затруднялись и не знали, что написать. Но добрым может быть не только что- то грандиозное, но и какое- либо маленькое дело, от которого на душе станет тепло и приятно. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником, стать», который говорит: Стать добрым волшебником Ну- ка попробуй! Тут хитрости вовсе Не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, честное слово! На клумбе – цветок, его листья повисли. Грустит он. О чём? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится из лейки твоей. А что же сестрёнка скучает в сторонке? Волшебное что- нибудь сделай сестрёнке! И ты обернулся ретивым конём – Галопом сестрёнка помчалась на нём! Хоть мама ещё не вернулась с работы, Нетрудно узнать её думы, заботы. «Вернусь, - хорошо бы пошить, почитать… Да надо с уборкой возиться опять». И ты совершаешь великое чудо – Пол засверкал, просияла посуда! И ахнула мама, вернувшись, домой: - Да это, как в сказке, волшебник ты мой! - А теперь давайте подумаем, какие добрые дела м ы може м совершить в классе, на улице, в транспорте или на природе? ( вопрос по кругу) . - А для чего их нужно совершать? ( чтобы в мире с тало радостней, теплей, веселей, чтобы все дружили, чтобы не было зла …) . Слайд № 10- Какие правила для себя ты с этого классного часа унесёшь в свою жизнь? IX. Рефлексия. Методика незаконченного предложения: После этого занятия я ……( зачитываются) X. Не стой в стороне равнодушно. Слайд № 11 Когда у кого- то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому- то, кому- то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря. Учитель: Я каждому из вас дарю маленькое солнце – доброту. Она очень нужна вам и вашим близким, друзьям, всем окружающим и животным. Ведь любовь и помощь согревают как солнце, не забывайте об этом. Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам. Всего доброго! Слайд № 12