Дошкольное детство (доклад педагогов)
Документы для скачивания
Дошкольное детство- короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность. Психологические особенности дошкольного возраста Ведущая деятельность- игра, освоение норм поведения и деятельности людей. К 1 году ребёнок использует 7- 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить( ± 2 месяца) . К 1, 5 годам словарный запас ребёнка составляет 30- 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто? К 2 годам словарный запас- 300- 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь( у девочек часто к 1, 5 годам) . Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков. К 2, 5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту. К 3 годам появляется вопрос вопросов- Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам- зайца, по хоботу- слона. К 3. 5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно- ролевой игры с предметами и несколько позже- со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию. 3- 4 года- самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых»( «Я сам», нарциссизм- восхваляет себя) . Игры в одиночку( предметные, конструкторские, сюжетно- ролевые игры) . К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно- ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40- 50 минут. К 4, 5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем? К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела. С 5, 5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению. 5- 6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям- критический возраст для формирования способности любить другого человека