«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»
Документы для скачивания
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:
«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»
Цель: Формировать взаимосвязанных понятий о физических свойствах воды.
Задачи: Дать дополнительные знания о свойствах и превращениях воды.
Формирование экспериментальных умений но теме.
Воспитывать нравственное отношение детей к неисчерпаемому
Природному ресурсу.
Словарная работа: раствор, взвесь, конденсация, испарение.
Материал: модели: карточки со свойствами воды, «капельки » с загадками символами ( снег, метель, дождь, сугробы, пар, сосульки, иней), глобус.
Стаканы с водой, трубочки, чайные ложечки стаканчики с солью, сахаром, песком, глиной, мелом. Фильтры.
Предварительная работа. Чтение Б.Пластов «Сказка о каплях».
Ход занятия.
Звучит фонограмма «Шум воды», на фоне фонограммы читается стих-е:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Вос-ль: И это действительно, так. Вы со мной согласны?
Дети: Да согласны.
Вос-ль: Для чего человеку вода?
Дети: Вода необходима, чтобы пить, готовить пищу, купаться, мыть полы, посуду…
Вос-ль: Но вода необходимо человеку не только для питья и приготовление пищи и поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улице - По водным путям человек сплавляет леса, передвигается на теплоходах, лодка, и кораблях.
- Вода приводит в движение машин, вырабатывающие электрический ток.
- Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух, где мы живем.
- Ни одна промышленность, ни один завод не могут обойтись в своем производстве без воды.
- Вода нужна для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, хлеба и многого другого.
- Вода несет жизнь растениям и животным. А для многих из них это единственное место обитания.
- Наше тело состоит из воды, вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.
- Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела.
- Вода необходима для выведения из организма разный вредных веществ.
- Вода находится в виде пара, облаков, туч.
Если посмотреть на глобус, (показ глобус) то наша планета имеет несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой. Голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает большую поверхность земного шара. Все из вас знают, что вода это жидкость. А на нашем сегодняшнем занятии мы познакомимся со свойствами и превращениями воды, предлагаю несколько опытов.
ОПЫТ №1
- Имеет ли вода, какой либо вкус? (дети пробуют на вкус).
Дети. Вода не имеет вкуса.
Вос-ль. Правильно это первое свойство воды: она не имеет вкуса.
На мольберте выставляется карточка со свойством.
ОПЫТ №2
-Видна ли ложечка в воде? ( дети опускают ложечку в стакан с водой).
О каком свойстве воды это говорит?
Дети. Вода прозрачная.
Вос-ль. Правильно, это второе свойство воды: она прозрачная.
На мольберте выставляется карточка со свойством.
ОПЫТ №3
- Имеет ли вода запах? (дети нюхают стакан с водой)
Дети: Вода не имеет запаха.
Вос-ль.
Правильно, это третье свойство воды: вода не имеет запаха.
На мольберте выставляется карточка со свойством.
ОПЫТ №4
-Имеет ли вода цвет? (дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды).
Дети: Вода не имеет цвета.
Вос-ль. Совершенно верно , вода бесцветная жидкость – это еще одно свойство воды.
На мольберте выставляется карточка со свойством.
ОПЫТ№5.
На столах стоя стаканчики, в которых насыпано вещество. (мел, глина, сахар, соль, речной песок). Возьмите каждый свое вещество и положите его в стакан с водой, затем аккуратно размешайте ложечкой. Понаблюдайте, что произойдет с веществом? Вопрос задается каждой паре детей.
Какое вещество вы растворили, и что у вас получилось? (ответы детей ).
Вос-ль. Там где был сахар и соль – вещества растворились, а где была глина, песок и мел – вещества не растворились.
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? ( ответы детей).
Вос-ль. Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются.
Там где вещество растворилось, получилось раствор, а где вещество не растворилось, получилось взвесь.
Ребята! Но эту взвесь можно очистить. Для этого нам необходимо пропустить эту воду через фильтр.(показ фильтр). Но на природе есть свой фильтр – это песок, он тоже очищает воду (показ приготовленный фильтр с песком). Но этот опыт займет какое – то время, а пока вода очищается, мы с вами поиграем.
Послушайте загадку:
В моря и в реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (капля).
А сейчас мы поиграем с капелькой.
Игра «Дождик – капелька»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал
И устал и перестал.
Вос-ль. А теперь давайте вернемся к фильтру.
Что произошло с загрязненной водой?
Дети. Вода стала чистой.
Вос-ль. Ребята! Я думаю, все знают, что вода в природе находится в трех состояниях:
1 В жидком.
2 В твердом – снег, лед.
3 В газообразном – пар, облака, тучи.
Чтобы пронаблюдать переход воды из одного состояния в другое, проведем небольшие опыты.
- Предлагаю детям согреть теплом своих рук стеклянные пробирки со снегом ( вода превращается из твердого состояния в жидкое).
- Предлагаю пробирку с водой на спиртовке доводить до кипения(из жидкого состояния в газообразное).
- Предлагаю попробовать сделать обратный процесс, т.е. превратить пар в воду(стекло держу над паром).Превращение пара в воду наз-ся конденсацией.
- А если взять влажную тряпочку и протереть нашу доску, что произойдет ч\з несколько минут?(вода испарится).Превращение из жидкого состояния в газообразное – это испарение.
ИТОГ: Ребята, давайте вспомним о том , что мы узнали на этом занятии, а помогут нам в этом «волшебные знаки»
А в заключении я вам хочу прочитать экологическую сказку.
«Вода и воздух»
Жил-был океан, у него было очень, очень много воды и атмосфера – это очень большое количество воздуха. Скучная у них была жизнь, В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану воздух. Без воды не прожить, как без воздуха, а без воздуха не прожить, как без воды. Вот как хорошо иметь друзей.
А так, как без воды нам не прожить мы должны с вами беречь воду.
Я предлагаю вам нарисовать дома рисунки в защиту воды.