a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Автор: Ракутова Анна Георгиевна Опубликовано: 2016-03-31 20:03:25

Документы для скачивания

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:

 «Вода -  источник жизни, свойства и превращения воды»

 

Цель: Формировать взаимосвязанных понятий о  физических свойствах воды.

 

Задачи: Дать дополнительные знания о свойствах и превращениях воды.

              Формирование экспериментальных умений но теме.

               Воспитывать нравственное отношение детей к неисчерпаемому

               Природному ресурсу.

 

Словарная работа: раствор, взвесь, конденсация, испарение.

 

 Материал: модели: карточки со свойствами воды, «капельки » с загадками                                                                   символами ( снег, метель, дождь, сугробы, пар, сосульки,                                         иней), глобус.

Стаканы с водой, трубочки, чайные  ложечки  стаканчики с солью, сахаром, песком, глиной, мелом. Фильтры.

 

Предварительная работа. Чтение Б.Пластов «Сказка о каплях».

                     

Ход занятия.

Звучит фонограмма «Шум воды», на фоне фонограммы читается стих-е:

 

                                        Вы слыхали  о воде?

                                        Говорят она везде:

                                        В луже, в море в океане

                                        И в водопроводном кране.

                                        Как сосулька замерзает,

                                        В лес туманом заползает,

                                        Ледником в горах зовется,

                                        Лентой серебристой вьется,

                                        Мы привыкли, что вода-

                                        Наша спутница всегда!

                                        Без нее нам не умыться,

                                        Не наестся, не напиться,

                                        Смею я вам доложить:

                                        Без воды нам не прожить!

Вос-ль: И это действительно, так. Вы со мной согласны?

Дети: Да согласны.

Вос-ль: Для чего человеку вода?

Дети: Вода необходима, чтобы пить, готовить пищу, купаться, мыть полы, посуду…

Вос-ль: Но вода необходимо человеку не только для питья и приготовление пищи  и поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улице - По водным путям человек сплавляет леса, передвигается на теплоходах, лодка, и кораблях.

-  Вода приводит в движение машин, вырабатывающие электрический ток.

-  Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух, где мы живем.

-  Ни одна промышленность, ни один завод не могут обойтись в своем  производстве без воды.

-  Вода нужна для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, хлеба и многого другого.

-  Вода несет жизнь растениям и животным. А для многих из них это единственное место обитания.

-  Наше тело состоит из воды, вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.

-  Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

-  Вода необходима для выведения из организма разный вредных веществ.

-  Вода находится в виде пара, облаков, туч.

Если посмотреть на глобус, (показ глобус) то наша планета имеет несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой.  Голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает большую поверхность земного шара. Все из вас знают, что вода это жидкость. А на нашем сегодняшнем занятии мы познакомимся со свойствами и превращениями воды, предлагаю несколько опытов.

ОПЫТ №1

- Имеет ли вода, какой либо вкус? (дети пробуют на вкус).

Дети. Вода не имеет вкуса.

Вос-ль. Правильно это первое свойство воды: она не имеет вкуса.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №2

-Видна ли ложечка в воде? ( дети опускают ложечку в стакан с водой).

О каком свойстве воды это говорит?

Дети. Вода прозрачная.

Вос-ль. Правильно, это второе свойство воды: она прозрачная.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №3

- Имеет ли вода запах? (дети  нюхают стакан с водой)

Дети:  Вода не имеет запаха.

Вос-ль.

Правильно, это  третье свойство воды: вода не имеет запаха.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №4

-Имеет ли вода цвет? (дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды).

Дети: Вода не имеет цвета.

Вос-ль. Совершенно верно , вода бесцветная жидкость – это еще одно свойство воды.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ№5.

На столах стоя стаканчики, в которых насыпано вещество. (мел, глина,  сахар, соль, речной песок). Возьмите каждый свое вещество и положите его в стакан с водой, затем аккуратно размешайте ложечкой. Понаблюдайте, что произойдет с веществом? Вопрос задается каждой паре детей.

Какое вещество вы  растворили, и что у вас получилось? (ответы детей ).

Вос-ль. Там где был сахар и соль – вещества растворились, а где была глина, песок и мел – вещества не растворились.

- Какой вывод  можно сделать из этого опыта? ( ответы детей).

Вос-ль. Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются.

Там где вещество растворилось, получилось раствор, а где вещество не растворилось, получилось взвесь.

Ребята! Но эту взвесь можно очистить. Для этого нам необходимо пропустить эту воду через фильтр.(показ фильтр). Но на природе есть свой фильтр – это песок, он тоже очищает воду (показ приготовленный фильтр с песком). Но этот опыт займет какое – то время, а пока вода очищается, мы с вами поиграем.

 

Послушайте загадку:

В моря и в реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (капля).

 

А сейчас мы поиграем с капелькой.

Игра «Дождик – капелька»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал

И устал и перестал.

Вос-ль. А теперь давайте вернемся к фильтру.

Что произошло с загрязненной  водой?

Дети. Вода стала чистой.

Вос-ль. Ребята! Я думаю, все знают, что вода в природе находится в трех состояниях:

1 В жидком.

2 В твердом – снег, лед.

3 В газообразном – пар, облака, тучи.

Чтобы пронаблюдать переход воды из одного состояния в другое, проведем небольшие опыты.

  1. Предлагаю детям согреть теплом своих рук  стеклянные пробирки со снегом ( вода превращается из твердого состояния в жидкое).
  2. Предлагаю пробирку с водой на спиртовке доводить до кипения(из жидкого состояния в газообразное).
  3. Предлагаю попробовать сделать обратный процесс, т.е. превратить пар в воду(стекло держу над паром).Превращение пара в воду наз-ся конденсацией.
  4. А если взять влажную тряпочку и протереть нашу доску, что произойдет ч\з несколько минут?(вода испарится).Превращение из жидкого состояния в газообразное – это испарение.

 

ИТОГ: Ребята, давайте вспомним о том , что мы узнали на этом занятии, а помогут нам в этом «волшебные знаки»

А в заключении я вам хочу прочитать экологическую сказку.

                        «Вода и воздух»

Жил-был океан, у него было очень, очень много воды и атмосфера – это очень большое количество воздуха. Скучная у них была жизнь, В океане  никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости  к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался  и  рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану воздух. Без воды не прожить, как без воздуха, а без воздуха не прожить, как без воды. Вот как хорошо иметь друзей.

А так, как без воды нам не прожить мы должны с вами беречь воду.

Я предлагаю вам нарисовать дома рисунки в защиту воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: