Представление инновационного педагогического опыта Тишиной В.П.
Документы для скачивания
Представление инновационного педагогического опыта Тишиной Веры Петровны, учителя ГКОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья » Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Л. Г. Петерсон Педагогическая проблема, над которой работаю «Активизация познавательной деятельности обучающихся коррекционной школы на уроках трудового обучения». Актуальность и перспективность В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Инновационные процессы, происходящие в системе образования страны, присущи и специальной( коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Доказано, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов. Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих учащимся в трудовой и познавательной деятельности. Поэтому необходимо активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих упражнений, специфически направленных на развитие памяти, внимания, мышления, пространственного воображения, на развитие познавательных процессов которые необходимы умственно отсталому ученику для успешного обучения и дальнейшей социализации. От того н а сколько сознательно, с желанием будут учиться, применять свои знания и умения умственно отсталые( интеллектуальными нарушениями) учащиеся, зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум. К онцептуальность. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с умственной отсталостью, возможности его социальной адаптации. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. Своеобразие заключается в разработке материала, направленного на развитие познавательных функций, которые органично входят в систему коррекционных упражнений, в его практическом применении и выявление результата. Во- первых, применение коррекционных методов и приёмов в обучение на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность, Во –в т орых, позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне; ( применение наглядности, дидактического материала) В- третьих, повышает объём выполненной работы, обеспечивается дифференциация обучения( почти индивидуализация) . В- четвёртых, расширяется возможность применить полученные умения и навыки в самостоятельной деятельности. Теоретическая база опыта. В пункте 1. 7. ( образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) прописано: Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , обеспечивается: дифференцированным, " пошаговым" обучением; обязательной индивидуализацией обучения. Задачами дифференциации является: • создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; • содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств. Согласно индивидуализации обучения, использую в практике" Педагогическую дифференциацию учащихся" Павлова Н. П. Делю своих учеников на 4 типологических группы 1 группа- дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2 группа учащиеся, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; 3 группа- дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал; 4 группа – дети, которые обучаются плохо. Работаю по программе Министерства образования РФ для специальных( коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 1. 4, 5- 9 кл, под ред. В. В. Воронковой. Как подметил В. А. Сухомлинский, истоки способности и дарования детей- на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, внимательности, способности. Поэтому стараюсь подбирать коррекционные упражнения и задания, включая развития мелкой моторики. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность умственно отсталых учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: наглядные- словесные- практические репродуктивные – поисковые — самостоятельная работа. Изучив ряд источников, я определила следующие цели и задачи. Цель моего опыта: решение проблемы по активизации познавательных интересов умственно отсталых учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Задачи: - формировать положительную мотивацию учения; - способствовать коррекции интеллектуальных и психофизических недостатков учащихся, а также позн авательной деятельности; – находить индивидуальные пути формирования готовности учащихся к трудовой деятельности на основе воспитания у детей стойкого интереса к уроку; – побуждать желания творческого развития личности на основе полученных знаний, умений и навыков по предмету; – учить учиться, обеспечивая мотивацию; – не давать готовые знания, а учить детей добывать их, анализируя, сопоставляя, сравнив ая, делая выводы: – воспитывать у умственно отста лых школьников положительные личностные качества – честность, доброжелательность, аккуратность, ответственность, любознательность, творческое начало, трудолюбие; Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание умственно отсталыми учащимися необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение име ет методика преподавания предмета. Поэтому перед тем как пр иступить к изучению какой- либо темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, пр одумывая каждый урок. Ведь, по словам М. Н. Скаткина «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке » Считаю з аставить учи ться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность умственно отсталых детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Поэтому ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креати вность, повышая этим интерес учащихся к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети работоспособны, увлечены, и, конечно же, результативность в классе возрастает. К уроку ставлю следующие требования: 1. Целенаправленность. Каждый урок должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую цель. 2. Научность содержания и оптимальность объема учебного материала. Для каждого урока планирую содержание и объем учебного материала таким образом, чтобы он мог быть усвоен с преодолением определенных трудностей, учитывающих зону ближайшего развития учащихся. 3. Соблюдение дидактических этапов урока. Каждый урок должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы( повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекция знаний, подведение итогов, рефлексия) . 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Подбираю такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. 5. Рациональное использование учебного времени. Каждая минута урока должна быть насыщена учебной работой. 6. Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей. Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет к исправлению недостатков, присущих детям с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , что позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Ведь потеря интереса к обучению на каком- то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути, как в теоретическую, так и в практическую деятельность. Побудить учащихся к активизации познавательной деятельности позволяют нетрадиционные( нестандартные) формы организации урока. Это урок- сказка, КВН, урок- путешествие, интегрированный урок, экскурсии, урок с использованием ИКТ. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Уроки с применением ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. На уроках стараюсь своевременно чередовать различные задания, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепл яет работоспособность учащихся и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащих ся, лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Опираюсь на способности учеников. При этом включаю и различные при ё мы. При ё мы, обеспечивающие доступность учебного материала. Логические при е мы( коррекция мышления, памяти, внимания, анализа образца, обобщение по доступным признакам) . Важной составной частью трудовой деятельности являются умственные действия учащихся, осознание целей, работа по плану, контролирование правильности выполненной практической работы. Чтобы изучение не было утомительным, стараюсь разнообразить моменты урока и кроме системы «Вопрос- ответ» ввожу познавател ьные элементы, логические задания, разгадывание кроссвордов, загадок, тестирование, сканворды. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление учеников, их память, учу анализировать, делать выводы, отбирать нужные доказательства. Наиболее результативны карточки- задания, которые применяю на различных этапах урока. Например: Из предложенных предметов выполнить классификацию. Убрать лишний предмет. Сравнить предметы. Найти сходство и различи. Определить на ощупь и т. д. Такие задания стимулируют развитие мыслительной деятельности учащихся, вызывают у них большой интерес. В начале урока использую активный метод «Шаг навстречу», который позволяет б ыстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Это может быть разгадывание кроссворда, загадки, задания. Главное «захватить» внимание учащихся. На этапе вхождения в тему применяю метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Перед началом выясн ения ожиданий и опасений объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Озвучиваю свои цели, ожидания и опасения, выявляю ожидания и опасения, уча щихся на уроке. Предлагаю на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце урока учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения- желтыми и несбывшиеся ожидания, и подтвердившиеся опасения – красными. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево вырос ло – выросло не то, что ожидали, будем стремиться к лучшему. . Применяю активный метод подведения итогов урока. Предлагаю вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выби рают л и сточки нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать. Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Чтобы достичь определ ё нных результато в, использую личный показ при ё мов изго товления. Показ сопровождаю демонстрацией при ё мов работы( положение рук, правильное пользование инструментом) , словесным объяснением. Если изучаемая тема встречалась ранее, то привлекаю сильных учеников. Таким образом, усвоение ид ё т с опорой на практический опыт учеников. Справившись с задачами по анализу образца, приступаем к планированию. Планирование – это составная часть создания любой поделки. У детей начинает ф ормироваться мыслительный образ, способ его изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной. Обучение планированию начинается с составления предметно- технологической карты. Это самый ответственный момент. Так как учащиеся коррекционной школы не могут сосредоточиться на процессе своей деятельности, нужно многократное повторение действий до автоматизма, чтобы они не повторили ошибок в дальнейшей работе. Только тогда процесс деятельности станет осознанным. Стимулировать интерес можно по- разному: Традиционная оценка в журнале. Подведение итогов на выставки «Юных умельцев» в классе. Главным результатом такой системы работы является повышение учебной мотивации. Важным методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – проце сс сбл ижения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. На своих уроках я активно использую межпредметные связи. Та к на уроках трудового обучения обращаю внимание на правописание и лексическое значение тех или иных слов; или же даю интересные сведения и з жизни животных и растений, даю задания на выполнение математических действий. Всё это развивает познавательную активность, снижает утомление и напряжение на уроке. И конечно дети учатся и видят результат, что любая сделанная поделка, или посаженный цветок в горшочке, они могут выполнить в дальнейшем самостоятельно и использовать его в качестве подарка или украшения для дома. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития" , — писал В. А. Сухомлинский. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредствам самого действия. Игры активно использую практически на каждом этапе урока, как метод проведения опроса, как метод закрепления материала, как домашнее задание или же как вариант проведения обобщающего урока по теме. Групповая учебная игра — это одна из форм коллективной познавательной деятельности, при которой: — цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; — организация деятельности п редполагает разделение обязанностей между ее участниками; — в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности в зависимости и взаимопомощи; — контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися. При целесообразной и продуктивной организации учебного процесса урок- игра будет не только увлекательным способом приобретения и закрепления учебных действий, но и средством развития познавательного интереса обучающихся. Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне парно- групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подход а в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Ученики учатся обсуждать, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат. Проблемное обучение– решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач пробле много типа. Данный метод включает в себя: создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера. Использую в работе проектное обучение, оно позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, развивают навыки общения, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. Продуктивность применения проектного метода обусловлена: технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу “от простого к сложному”, обязательно достигается желаемый результат; достаточно высокой эффективностью уроков; практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях; развитием коммуникативных навыков учащихся; созданием благоприятного морально- психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и ученика Цель метода проектов: приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач, искать пути решения проблемы, планировать свою деятельность, объективно оценивать процесс и результат проектирования. . Задачи проектной деятельности: Формирование навыков сбора информации, материалов( учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать) . Развитие умения анализировать. Формирование позитивного отношения к работе( учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу) . Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом( составлять план работы) . В своей работе постоянно п рименяю здоровьесберегающие технологии. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления провожу физминутки, кроме того определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как это является эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого ученика в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. На уроках сельскохозяйственного труда в 5 классе, с учащимися знакомились не только с теоретическими знаниями, требуемые программой школы, но и выполняли практические задания. Где учащиеся практиковались, как убирать пришкольный участок осенью, весной, как сажать цветы, не только комнатные, но и на клумбах. На пришкольном участке не только наблюдали за выращиваем овощных культур, но сами практиковались сажать. Такие практические задания дают учащимс я практический, наглядный навык. Э то имеет исключительно важное значение для воспитания в учащихся чувства трудового долга, сознательной трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи, отношений взаимной требовательности, чувства уважения к труду, основанно го на осознании его необходимости. Задача учителя- учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. На каждом уроке создаю какую- то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока. Познавательная активность развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочна я деятельность- п ознавательные экскурсии, праздники, викторины, конкурсы, что способствует развитию интеллекта, словарного зап аса, творческих способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой. Являла сь классным руководи телем. Вся воспитательная работа строилась исходя из общеобр азовательных задач, с учетом требований и рекомендаций государственных и нормативных документов в сфере воспитания: «Программа развития воспитания в системе образования России», Конвенция о правах ребенка, закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ». Основными задачами считаю создание условий для всестороннего развития детей, воспитание дружелюбного отношения друг к другу и окру жающим людям. Проводила традиционные мероприятия к праздникам. На классных часах беседовали о культуре поведения, культуре речи, правовой культуре, о выборе профессии. Принимала участие в разработке Методических рекомендаций для классных руководителей специальных( коррекционных) общеобразовательных школ- интернатов. «Р абота классного руководителя по формированию толерантных отношений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Анализ результативности. Результативность применен ия данной проблемы проявляется. - в результатах итогов четверти, полугодия, года; - участие детей в творческих конкурсах; - Всероссийский творческий конкурс «Время знаний»- 1 место; - Всероссийский творческий конкурс « Рассударики »- 3 место- Республиканском конкурсе творческих работ «Великая победа глазами детей»- 1 место. Трудность и проблемы при использовании данного опыта. По словам И. В. Метельского «Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем смогли приспособиться и реализовать себя в современном мире. Для этого у чителю необходимо выражать умственно отсталым детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности. А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям, особенно к детям- сиротам, которые в своей жизни адресуют про стое слово «мама» чужим людям. Адресные рекомендации по использованию опыта. Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы: 1) Вопросы развития познавательной активности умственно отсталых детей актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников, а особенно детей- сирот и детей, ост авшихся без попечения родителей. 2) Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развив аем личность, умеющую сопереживать, работать в коллективе. В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые пусть самые элементарные, для слабой категории детей, они смогли применить в самостоятельной жизни. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы- интерната, провожу открытые уроки. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на сайте образова тельного учреждения. Опыт моей работы представлен Презентация «Много профессий хороших и разных» http: / / prodlenka. org/ metodicheskie- razrabotki/ srednjaja- shkola/ korrekcionnoe- obuchenie/ 170269- prezentacija- mnogo- professij- horoshih- i- razny. html Классный час: «Много профессий хороших и разных» Внеклассное мероприятие «Ниточка- иголочка» http: / / infourok. ru/ vneklassnoe- meropriyatie- nitochkaigolochka- 684044. html Презентация к классному часу" Пусть сердце добрым будет“ http: / / Классный час «Пусть сердце добрым будет» http: / / infourok. ru/ klassniy- chas- pust- serdce- dobrim- budet- 654122. html Презентация по технологии урок- сказка" Наволочка« http: / / infourok. ru/ prezentaciya- po- tehnologii- urokskazka- navolochka- 708211. html Конспект урока по технологии" Наволочка« http: / / infourok. ru/ konspekt- uroka- po- tehnologii- navolochka- 708201. html Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе. " Строение растения картофеля « http: / / infourok. ru/ otkritiy- urok- po- selskohozyaystvennomu- trudu- v- klassestroenie- rasteniya- kartofelya- 708197. html Доклад" Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях" http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ doklad- aktualnye- problemy- adaptatsii- detey- s Доклад" Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной- коррекционной школе" http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ doklad- kommunikativnaya- napravlennost- na- urokah Доклад « Коррекционная работа на уроках трудового обучения и сельскохозяйственного труда» http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ doklad- korrektsionnaya- rabota- na- urokah Доклад «Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения» http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ doklad- razvitie- ustnoy- rechi- uchashchihsya Доклад" Трудовое и профессиональное обучение на уроках швейного дела в специальных( коррекционных) учреждениях" http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ doklad- trudovoe- i- professionalnoe- obuchenie- na Конспект урока" Кролики- домашние животные" http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ konspekt- uroka- kroliki- domashnie- zhivotnye Конспект урока" Строение растения картофеля" http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ konspekt- uroka- stroenie- rasteniya- kartofelya Тестовые контрольные задания по швейному делу http: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2016/ 01/ 10/ testovye- kontrolnye- zadaniya- po- shveynomu- delu Внеклассное мероприятие" Ниточка- иголочка" http: / / nsportal. ru/ shkola/ vneklassnaya- rabota/ library/ 2016/ 01/ 10/ vneklassnoe- meropriyatie- nitochka- igolochka Внеклассное мероприятие « Тайны бабушкиного сундука» http: / / nsportal. ru/ shkola/ vneklassnaya- rabota/ library/ 2016/ 01/ 10/ vneklassnoe- meropriyatie- tayny- babushkinogo- sunduka Внеклассное мероприятие «Об игле волшебнице и портняжном искусстве» http: / / nsportal. ru/ shkola/ vneklassnaya- rabota/ library/ 2016/ 01/ 10/ vneklassnoe- meropriyatie- ob- igle- volshebnitse- i Наглядное приложение: конспект открытог о урока Разработка урока в 5 классе по сельскохозяйственному труду Тема: Кролики- домашние животные. Цель: формирование у обучающихся представления о кролике, как домашнем животном, знакомство с внешним строением тела кролика. Задачи: 1. О бразовательны е- рассказать о внешнем строении тела кролика; 2. Коррекционно - развивающи е- развивать логическое мышление и память; способствовать развитию устной речи учащихся; 3. Воспитательная –в оспитывать желание познавать окружающий мир, трудолюбие, нравственные качества. Наглядные пособия: мультимедийная установка, набор слайдов, кролик в клетке, корзина с овощами, осенний букет из веток, смайлики. План урока. Организационный момент. Повторение материала Задание 1. Угадай, что лежит в корзине? Задание 2. Осенний букет. Задание 3. Работа с учебником. Задание 4. Задание: назови животных Сообщение темы урока. Работа в тетрадях. Рассказ учителя. В гостях кролик. IV. Физминутка. V. Закрепление материала –Работа по вопросам- Работа по учебнику- Работа с карточками. VI. Рефлексия VII. Итог урока. Ход урока. I. Организационный момент. Цель: Настроить обучающихся на работу на уроке. Прозвенел звонок, Начинается урок. Посмотрели друг на друга, поприветствовали друг друга улыбкой, сели тихо. Приступаем к работе. 2 Повторение материала Учитель: - Ребята, какое сейчас время года? Правильно осень, осень приготовила подарки, какие вы сейчас узнаете, выполнив задание « Угадай, что лежит в корзине? » Задание 1. Угадай, что лежит в корзине? На столе корзина закрытая салфеткой. - Ребята, выходят по очереди закрывают глаза, достают из корзины морковь, картошку, свеклу определяют на ощупь, называют их. И складывают на стол, на котором лежит лист бумаги, изображающий грядку. Учитель задаёт вопросы: - Назовите сорта картофеля? - Что собирают при уборке картофеля? - Как нужно правильно собирать клубни картофеля? - Какие сельскохозяйственные машины применяются при уборке картофеля? - Почему больные и повреждённые клубни и корнеплоды надо отделять от здоровых? - Что собирают при уборке моркови, свеклы? - Почему растения моркови нужно подкапывать при уборке? - Почему после урожайные остатки надо убирать с поля? Учитель: Ребята, осень приготовила для вас букет из веточек, с этими веточками вы знакомились, сейчас выполните задание «Осенний букет», нужно определить по внешнему виду веточку и соотнести её с листочком. . Задание 2. Осенний букет. Цель: учить определять по внешнему виду веточки деревьев и кустарников. В вазе с водой веточки берёзы, ивы, дуба, осины, липы, ольхи, клёна, рябины. На столе отдельно лежат листья берёзы, ивы, дуба, осины, липы, ольхи, клёна, рябины. Учитель: Молодцы, задание было трудным, но вы справились. Ребята, эта ваза будет стоять в классе, мы вместе с вами будем менять воду в ней, и наблюдать, что же будет с этими веточками зимой. - Ребята, а для чего используют ветки? Ответы: Корм для кроликов. Учитель: откройте учебник стр. 18. «Заготовка веточного корма». Читает один ученик. Слайд 1. ( На слайде картинки кролика, лисы, медведя, лося, тигр, кабан) Задание: назови животных Учитель: Посмотрите на картинки и н азовите, какие животные изображены? - Какое из этих животных является домашним? II I. Сообщение темы урока. Тема нашего урока: «Кролики- э то домашни е животное». Сегодня вы познакомитесь с домашним животным- кролик, узнаете, как выглядит кролик, какое внешнее строение имее, для чего разводят кроликов? Откройте тетради и запишите тему урока. Работа в тетрадях Записать число, тему. Рассказ учителя. Слайд 2 Внешнее строение кролика Домашний кролик имеет удлинённое туловище, длинные уши, короткий хвост. Спина у него прямая, грудь широкая. Передние ноги у кролика короткие, задние – длинные. Зубы спереди острые и узкие: это резцы, ими кролик отрезает пищу. У него есть и широкие зубы, которыми он растирает корм. Кролик передвигается прыжками. Домашний кролик покрыт густой мягкой шерстью или длинным тонким пухом различной окраски. Масса взрослых кроликов- 5 кг. У самок удлинённая голова, развитая задняя часть туловища, нежный волосяной покров. Самцы крупнее самок, голова у них большая и округлая, волосяной покров более грубый. Кролик очень ценное животное. Мясо кролика вкусное и питательное. Из кроличьих шкурок шьют шапки и шубы, из пуха вяжут варежки другие тёплые вещи. Сегодня кролик у нас в гостях. ( у читель достаёт живого кролика в клетке) - Давайте ещё раз рассмотрим кролика. Но он очень пугливый, поэтому мы должны соблюдать тишину. - Что у кролика больше туловище или голова? - Что находится на голове у кролика? ( уши, глаза, нос) - А какие глаза? ( Большие, круглые, красные) - Как расположены глаза у кролика? ( они расположены по бокам головы) - Какие у кролика уши? ( ДЛИННЫЕ, ПОСТОЯННО ДВИГАЮТСЯ) - Посмотрите, что сейчас делает кролик? ( он нюхает) - Нос у кролика постоянно двигается. Он нюхает пищу, которую хочет есть. - Чем покрыто его тело? Погладьте. ( п ушистой шерстью) - Какая она на ощупь? ( мягкая, пушистая, тёплая) Какого цвета? - Какой хвост у кролика? ( маленький пушистый) - Что вы можете сказать про лапы? ( передние короткие, а задние длинные) - У какого ещё животного передние лапы короткие, а задние длинные? ( у зайца) - Кто ухаживает за кроликом? ( люди) - Чем они их кормят? - Что вы приготовили для нашего кролика? ( дети гладят кролика и угощают морковкой) - Для чего люди выращивают кроликов? ( вкусное мясо, пушистая шерсть) Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем человек выращивает кроликов, ухаживает за ними? ( ответы детей) Кролик- очень ценное животное. Мясо кролика вкусное и питательное. Из кроличьих шкурок шьют шапки и шубы, из пуха вяжут варежки другие тёплые вещи. Физкультминутка. Цель: соблюдение охранительного режима. Кролик, кролик поскачи, поскачи, поскачи( прыжки на д вух ногах с продвижением вперёд) Лапкой серой постучи, постучи, постучи( хлопки в ладоши) . Закрепление знаний. Вопр о сы. - Расскажите о внешнем строении кролика. - Как передвигаются кролики? - Для чего разводят кроликов? Работа с учебником. - Чтение по учебнику по цепочке. Задание: - Зачитайте по тексту учебника, описание внешнего строения кролика. - Найдите в тексте учебника, как передвигается кролик. - Найдите по учебнику, какова масса тела кролика. - Ответьте на вопрос по тексту учебника, для чего разводят кро л иков? Работа с карточками. - Я буду называть части тела кролика, а вы находите, это слово на карточке. Показать части тела кролика: голова, туловище, ноги, хвост, уши, глаза, усы. Составление рассказа о кролике. Докончи предложение, к началу подбери конец. Кролик- …. пушистой шерстью. Тело кролика покрыто …. домашнее животное. Кролик питается …. . клетках. Человек разводит кроликов в …. . морковью и капустой. VI Рефлексия Игра «Выбери нужный смайлик» Цель: определить оценку урока учащимися. Ребята, если вам было интересно на уроке, поднимите весёлый смайлик, если не очень интересно, смайлик без улыбки, если было скуч но на уроке, поднимите грустный см айлик. VII Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся Домашнее задание.