17.03.2016 Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни Подготовил: старший воспитатель Несмашнева Н.И.
Документы для скачивания
Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни
Подготовил: старший воспитатель Несмашнева Н.И.
Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка 10 слов. Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около 15 слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести 5.
На протяжении всего второго года жизни такая разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень велика. К концу второго года жизни норме соответствует, как использование 100 слов, так и 300. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой - фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из 2-х , 3-х слов: Хочу есть, Идем гулять, Мама дай мяч...
На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что можно наблюдать и в неточной координации движений общей и мелкой моторики. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка. Так к 1,5 годам ребенок четко произносит гласные звуки А, О, У, И, Э и согласные Б, П, М, Й, К, Г. Из гласных отсутствует Ы.
В 2 года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. Например: «сянки» («санки»), «сяпка» («шапка»), «ясик» («ящик»), «зяйка» («зайка»), «зюк» («жук»), «тяпки» («тапки»), «тяй» («чай»), «люк» («лук»), «ляк» («рак»), «лепка» («репка»). Возрастной нормой является опускание сонорных звуков: «ыба» («рыба»), «пахая» («плохая»), «тамвай» («трамвай»). Из твердых начинают произноситься звуки: В, Ф, Х, а у части детей и звуки: Т, Д, Н. Но произношение даже имеющихся в речи звуков неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.
Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры слова путем опускания слогов из середины слова, пропуска окончаний). Поэтому в речи детей появляются слова: «клудась» («карандаш»), «пимаю» («понимаю»). У части детей тихий, слабый голос.
Таким образом, к двум годам ваш ребенок:
- обладает запасом в 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия
- пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями, но речь аграмматична
- любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
- называет предметы, изображённые на картинках
- пользуется словами "да", "нет", "еще"
- выражает просьбу словами, а не только жестами
- использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
- согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу")
- характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:
- Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
- Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
- Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
- Использовать прием дополнения детского высказывания.
- Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
- Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
- Петь песенки.
- Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
- Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
- Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
- Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».
В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:
- У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
- К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
- Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
- Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
- Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
- У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
- В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы
слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
- Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.