Рабочая программа в старшей группе 2015-2016 г
Документы для скачивания
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка: - цели и задачи программы; - принципы и подходы к формированию программы; - характерные особенности развития детей старшей группе. 1. 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы: - целевые ориентиры; - педагогическая диагностика. 2. Содержательный раздел программы. 2. 1. Учебный план ООП –Д О в старшей группы МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида; 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе; 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе 2. 5. Перспективный план работа с родителями 2015 – 2016 год 2. 6. Планирование работы с детьми в группе: - календарн о- тематическое планирование 2. 7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО 2. 8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) 3. Организационнй раздел программы 3. 1. Оформление предметно- пространственной среды 3. 2- распорядок и режим дня; 3. 3- сетка занятий; 3. 4. Перечень методических пособий( для реализации программы) 1 1. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа реализуется в течени и 2015/ 16 учебного года. Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарн о- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте России 26. 09. 2013 № 30038) ; - Устав МБДОУ « Явасский д етский сад №1 комбини рованного вида »( утвержден) Программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образователь ного процесса для детей старшей группы. 2 Цель программы: Создание условий в детском саду для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Исходя из поставленной цели, приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации- индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое физическое развитие. 3 Задачи: Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. 4. Творческая организация( креативность) воспитательно- образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи регионального модуля программы: - формировать у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, народными традициями и культурой; - формировать представление о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине; - воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии; - формирование познавательного интереса к окружающей природе, культуре народов, проживающих в Мордовии( язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство) ; - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области промышленного и сельскохозяйственного производства, культуры, науки, спорта; - воспитание гражданско- патриотических чувств. 4 Соответствие содержания регионального модуля образовательным областям Направление развития Содержание регионального модуля 1. Физическое развитие Обучение мордовским народным подвижным играм с целью развития двигательной активности, физических качеств( выносливости, ловкости, быстроты) 2. Познавательное развитие явления о неживой природы, растительный и животный мир. О знакомление с экологической ситуацией в Мордовии с природными факторами, опасными для человека и правилами поведения в природе 3. Художественно- эстетическое развитие Ознакомление с мордовской народной игрушкой( птичка свистулька, стилизованная игрушк а- матрешка) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии( керамическая и деревянная посуда) , изделиями из бересты( туесок, корзина) с частями одежды мокшан и эрзян; рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки. Ознакомление с мордовским фольклором и произведениями композиторов Мордовии в процессе слушания, пения и исполнения танцевальных движений. 4. Речевое развитие Знакомство с мордовскими пословицами и поговорками, чтение и рассказывание произведений мордовского фольклора. 5. Социально- коммуникативное развитие Ознакомление с народами населяющими Мордовию( мордва- мокша, эрзя, шокша, татары, русские и другие) и их национальные праздники, традиции, обычаи. Формирование представлений: о населенном пункте, в котором находится детский сад и проживает ребенок, об улицах родного поселка; о Саранск е- столице Мордовии, о других городах расположенных на территории республики; о гербе, гимне, флаге Мордовии 5 Возрастные особенности детей старшей группы. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений) ; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Образовательный процесс осуществляется на основе реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада по пяти образовательным областям: Образовательная область «Физическое развитие» Основные цели и задачи. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Основные цели и задачи. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей. Развитие детского 6 художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности( изобразительной, конструктивн о- модельной, музыкальной и др. ) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству( словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. 3. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Основные цели и задачи. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Воспитание культурно- гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию( умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо) . Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. 4. Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели и задачи. Развитие познавательно- исследовательской 7 деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др. ) . Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. 5. Образовательная область «Речевое развитие» Основные цели и задачи. Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия 1. 2. Планируемые результаты освоения Программы Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, 8 осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. П онимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении- делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментиро ванию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения. Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы( культура еды, умывание, одевание) , владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, пред лагает пути решения проблем. Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и пони мает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два- три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. 10 Педагогическая диагностика Реализация программы предполагает оценку инд ивидуального развития детей. Та кая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования) Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты наблюдений детского творчества, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: - коммуникации со сверстниками и взрослыми( как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешение конфликтов, лидерства) ; - игровой деятельности; - познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ; - художественной деятельности; - физического развития. II. Содержательный раздел. 2. 1. Учебный план ООП –Д О в старшей группе МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида» Учебный план составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12. 09. 2008г. № 666, Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 4. 1. 1249- 03, письма Министерства образования РФ от 22. 07. 2010г. № 91, Устава МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида». Основная цель: - регламентирование учебно- познавательной деятельности на непосредственной образовательной деятельности; - определение ее направленности; - установление видов и форм организации и количества непосредственной образовательной деятельности в неделю. Учебный план разработан на основе примерного базисного плана комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, с учетом приоритетного направления деятельности «Физическое воспитание и развитие детей», под редакцией В. Г. Алямовской, региональной программой « Валдоня »( Светлячок) для дошкольных образовательных учреждений РМ, авторы: коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. Евсевьева, 11 «Мы в Мордовии живем», примерный региональный модуль программы дошкольного образования; « Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей », авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, цели и задач, определенных Уставом МБДОУ « Явасский детский сад № 1 комбинированного вида». Максимальный допустимый объем дневной образовательной нагрузки Возраст Д етей Продолжительность непрерывной непосредственно- образовательной деятельности Максимальный объем нагрузки в первой половине дня 5- 6 лет Не более 25 мин 45минут- 1, 5 часа соответственно В соответствии с комплексной программой по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду «Детство», авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и СанПиН непосредственная образовательная деятельность организуются в течение года с сентября по май. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: для воспитанников 5- 6 лет- 25 мин Структура учебного плана состоит из базовой, вариативной части и дополнительного образования. Режим дня гибкий, ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация жизнедеятельности МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида» предусматривает как организованные педагогами( непосредственная образовательная деятельность, развлечения, кружки) , так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ « Явасский детский сад №1 комбинированного вида». 12 Направление развития Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю. 1. Познавательное развитие( природный мир) ( ФЭМП) Познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная. Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение худ. п роизведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов. Упражнение на развитие мелкой моторики 2 образовательные ситуации в неделю 1 образовательная ситуация в неделю 2. Речевое развитие( Чтение художественной литературы) ( Подготовка к обучению грамоте) Коммуникативная, познавательн о- исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, музыкально- художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. Коммуникативная Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание худ. п роизведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины. Д идактические и подвижные игры, словесные игры. 2 образовательные ситуации 1 образовательная ситуация в 2 недели 1 образовательная ситуация в 2 недели 3. Социально- коммуникативноеразвитие( социальный мир) Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, чтение худ. л итературы, продуктивная. Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов. 4. Художественно- эстетическое развитие( рисование, лепка, аппликация, ) конструирование Музыка Продуктивная. Музыкально- художественная, двигательная, коммуникативная, Слушание, импровизация, исполнение, музыкально- дидактические, подвижные игры, концерты, досуги, праздники и развлечения. 1- 3 неделя( рисование, лепка) 2- 4 неделя( аппликация, конструирование) 2 раза в неделю 5. Физическое развитие Двигательная Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, физкультминутки, игры- имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнован ия, дни здоровья, экскурсии, реализация проектов. 3раза, по 25 мин. 14 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе Направление развития Методические пособия Наглядно- дидактический материал Рабочие т етради 1. Познавательное развитие( природный мир) ФЭМП О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром »- М. : Мозаика- Синтез, 2014г. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию»- С- Пб. : Детство- Пресс, 2004г Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз ступенька, два ступенька» С. Вохринцева « Демонстрационный материал для проведения занятий по развитию реи и ознакомление детей с окружающим »- Страна фантазий, 2002г. «Сложи узор »- игра, «Вьетнамская игра »г оловоломка, « Колумбово яйцо »- головоломка, «Монгольская игра »- головоломка. Рабочая тетрадь 5- 6 лет «Добро пожаловать в экологию» Рабочая тетрадь Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз ступенька, два ступенька»- часть 1- М. : Ювента, 2014г 2. Художественно- эстетическое р азвитие Музыка 3. Социально- коммуникативное развити е( социальный мир( 1неделя- этикет, 2неделя- предметный мир, 3- рукотворный мир, 4- ОБЖ) ) Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 1985. Комарова, Т. С. « Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада »: конспекты занятий/ Т. С. Комарова. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в старшей группе: конспекты занятий: М. : Цветной мир, 2012 Лыкова И. А. Художественный труд в старшей группе: конспекты занятий: М. : Цветной мир, 2011 Лепка в детском саду/ Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхона. – М. : Просвещение, 1986. Музыкальное воспитание в детском саду/ Ветлугина Н. А. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с. , нот. 69 Музыкальное развитие детей в двух частях/ О. П. Радынова. – М. : « Владос », 1997. Музыкальное воспитание в детском саду/ Ветлугина Н. А. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с. , нот. –( Б- ка воспитателя дет. с ада) . Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/ Тарасова К. В. , Рубан Т. Г. . – М. : Мозаика- синтез, 2001. Этические беседы с детьми 4- 7 лет. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010. «Что было до …»- игры путешествия в прошлое предмето в- М. : Сфера, 1999г. Три сигнала светофора. Ознакомление с правилами дорожного движения. Саулина Т. Ф. - М. Мозаика- Синтез, 2009- 2010. Формирование основ пожарной безопасности/ Самара, 2004. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ М. : ТЦ Сфера, 2005 Дни во инской славы. Патриотическое вос питание дошкольников. Зацепина М. Б. - М. Мозаика- Синтез, 2008- 2010. Объемные картинки. Л. М. Салагаева. С- Пб. : Детство- Пресс, 2010 Театральные занятия и игры в детском саду. И. А. Агапова, М. А. Давыдова. М. : 2010 г Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись по дереву», «Хохлома». М. : Мозаика- Синтез, 2012 Портреты композиторов. Комплект картин И. В. Истомина «Расти здоровым »- Киев, 1989г. Серия картин «Школа светофорных наук» 4. Речевое развитие+ обучение грамоте О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи »- М. : ТЦ Сфера, 2011г. Т. Б. Филичева, Г. А. Каше «Дидактический материал по исправлении недостатков речи у детей дошкольного возраста»- М. : Просвещение, 1990г. Чтение художественной литературы О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой »- М. : Сфера, 2009г. В. И. Логинова «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста »- М. Просвещение, 1990г Настенные картины по рассказам Н. Чарушин «По родной стране»- и зд. «Малыш»- 1984г 5. Физическое развитие Физическая культура в старшей группе детского сада/ Л. И. Пензулаева- М. Мозайка- Синтез, 2007- 2010. Ж. Фирилева « СА- Фи- Дансе »- СПб. : Детство Пресс, 2000г. Л. Д. Глазырина «Физическая культура дошкольникам 5- 6 лет »- М. : Владос, 1999г 18 2. 3. Формы, с пособы, методы и средства реализации программы в группе Направление развития Формы реализации программы Совместная деят- сть Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьей способы Методы приемы 1. Познавательное развитие( природный мир, ФЭМП) Дидактические игры экологического характера, дидактические игры логико математического содержания, ребенок и книга, Наблюдения, о пыт, эксперименты, труд на участке, беседы на социально- нравственные темы, двигательная активность, Настольно- печатные игры; Самостоятельная двигательная деятельность; режиссерские игры; опытно- поисковая деятельность; Сюжетно- ролевые игры; Конструктивные игры; Памятка для родителей по обучению детей по правилам дорожного движения; Советы родителям по краеведению и экологии; Чтение ребенку книг; разгадывание вместе загадок, кроссвордов, Словесный, наглядный, п рактический Рассказ воспитателя, ч тениеотрывков, беседа, опыты, моделирования, наблюдения 2. Речевое развитие+ обучение грамоте; Чтение художественной литературы Дидактические игры речевого содержания; беседы; заучивание пословиц, поговорок, загадок; Настольно- печатные игры; Совместное посещение библиотеки; Словесный, н а глядный, практический Рассказ воспитателя, рассказ детей. 3. Физическое развитие Двигательная активность, ф ормирование навыков самсообслуживания Сюжетно- ролевые игры; Памятка родителям о закаливании детей в семье; Анкетирование для родителей «Здоровый образ жизни»; Профилактика плоскостопия Словесный, практический, наглядный Показ воспитателя, и гра, выполнение упражнений, 4. Художественно- эстетическое развитие Чтение стихов, загадок. Художественно- творческая деятельность; опытно- поисковая деятельность; Организация выставки детских работ; Прослушивание музыки, Занятия с ребенком по рисованию, л епке, вырезание Словесный, практический, наглядный Беседа, объяснение, в ыполнение, игра, сюрпризный момент 5. Социально- коммуникативное развитие Досуг, наблюдения, беседы. Сюжетно- ролевые игры; Рекомендации родителям по сервировке стола с детьми, п амятки, Словесный, наглядный, п рактический Беседа, н аблюдения, досуг, р ассказ воспитателя. 2. 4. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В ид деятельности Периодичность Утренняя гимнастика ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно Дежурств ежедневно Прогулки ежедневно 2. 5. Перспективн ый план работа с родителями 2015 – 2016 год месяц Название мероприятия Сентябрь 1. Групповое родительское собрание: Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. 2. Анализ семей по социальным группам( полные, неполные) 3. Папка – передвижка «Осень»; 4. Анкета для родителей по оценке предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. октябрь 1. Ежедневные беседы с родителями о поведении детей при общении друг с другом. 2. Консультация для родителей: Нужен ли ребёнку дневной сон? 3. Советы для родителей: 9 заповедей семейного воспитания. 4. Выход с родителями и детьми в лес «Подарки из осеннего леса для гербария»( собрать осенние листья) . ноябрь 1. Папка – передвижка «Развиваем мелкую моторику». 2. Тестирование: «Определение типа детско – родительских отношений» 3. Советы для родителей: «Мама и папа, помните: » 4. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». декабрь 1. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье». 2. Новогодний утренник( оформление группы) . 3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой! » 4. Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников». январь 1. Родительское собрание: «Как отвечать на детские вопросы» 2. Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь» 3. Анкетирование: «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы» февраль 1. «Осложнения и последствия гриппа». 2. Советы для родителей: Родительские «нельзя». 3. Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами. март 1. Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда? » 2. Беседа: «Если ребенок невнимателен» 3. Санбюллетень: «Витаминный календарь. Весна. » 23 апрель 1. Консультация: «Профилактика детского травматизма». 2. Беседа: «Умственное развитие ребенка». 3. Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка. май 1. Тематическая выставка, посвященная дню победы. 2. Папка – передвижка «9 Мая! ». 3. Родительское собрание «Итоги года». 4. «До свидания, детский сад». 5. конкурс «Солнцеворот». 24 2. 6. Планирование работы с детьми в группе: - календарн о- тематическое планирование Темы недели Сентябрь 1 неделя Сегодня дошколята, завтра школьники 2неделя Осенняя пора, очей очарованье. 3 неделя Труд людей осенью. 4 неделя Земля- наш общий дом ОКТЯБР Ь 1 неделя «Мой поселок» 2неделя «Родная страна» 3 неделя «Мир предметов и техники» 4 неделя «Труд взрослых. П рофессии » НОЯБРЬ 1 неделя «Семья и семейные традиции» 2неделя «Наши добрые дела» 3 неделя «Поздняя осень» 4 неделя «Мир комнатных растений» ДЕКАБРЬ 1 неделя «Зимушка- з има» 2неделя «Будь осторожен» 3 неделя «Готовимся к новогоднему празднику» 4 неделя «Зимние чудеса» ЯНВАРЬ 2неделя «Неделя игры» 3 неделя «Неделя творчества». 4 неделя «Неделя познания». З имушка хрустальная ФЕВРАЛЬ 1 неделя «Друзья спорта» 2неделя «Юные путешественники» 3 неделя «Защитники Отечества» 4 неделя «Народная культура и традиции» МАРТ 1 неделя «Женский праздник» 2неделя «Уроки вежливости и этикета» 3 неделя «Весна пришла» 4 неделя «»Неделя книги АПРЕЛЬ 1 неделя « Животный мир морей » 2неделя «Весенние работы на селе» 3 неделя «Космос» 4 неделя «Дорожная азбука» МАЙ 1 неделя «»Экологическая тропа 2неделя День победы» 3 неделя «Весна. Насекомые». Диагностика 4 неделя «Цветы на лугу» 2. 7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО Дни недели I половина дня занятия II половина дня Понедельник- День радостных встреч- Беседа- Индивидуальная работа- Творческие игры- Трудовая деятельность- утренняя гимнастика- Занятия Прогулк а( наблюдения, опыты, подвижные игры, свободные игры, индивидуальная работа, труд на участке) 1. Музыка 9. 00- 9. 25 2. ( 1- 3 неделя) Рисование 9. 35- 10. 00 2- 4 неделя( Лепка) 3. Речевое развитие 10. 10- 10. 35- закаливающие процедуры; - рассказывание сказок; - творческая мастерская; - прогулка- чтение художественной лит- ры; Вторник- рассматривание картин; - индивидуальная работа; - труд в уголке природы; - дидактические игры; - утренняя гимнастика- подвижная игра Занятия Прогулк а( наблюдения, опыты, подвижные игры, свободные игры, индивидуальная работа) 1. ( 1, 3неделя) - чтение художественной литры( 2, 4) - обучение грамоте 9. 00- 9. 25 2. физическое развитие 9. 35- 10. 00 3. ( 1- 3) - аппликация( 2- 4) - конструирование 10. 10- 10. 35- театрализованная дея тельность; - чтение художественной лит- ры; - сюжетно- ролевые игры; - прогулка Среда- Общение, ситуация- словесная игра; - дидактическая игра; - индивидуальная работа; - утренняя гимнастика; - подвижная игра; - занятия- прогулка. 1. ФЭМП 9. 00- 9. 25 2. Природный мир 9. 35- 10. 00 3. Физическая культура 10. 10- 10. 35- ш кола мышления; - чтение художественной литературы; - Физкультурный досуг- свободная деятельность детей. Четверг- этическая беседа; - индивидуальное задание; - дидактическая игра; - утренняя гимнастика; - хороводная игра; - завтрак Занятия- прогулка 1. Речевое развитие 9. 00- 9. 25 2. Музыка 9. 35- 10. 00- строительно конструктивные игры; - чтение произведений; - рассматривание иллюстраций, - чтение стихов, загадывание загадок- прогулка Пятница- развивающие игры; - игровые миниатюры –о писания; - подвижная игра; - утренняя гимнастика; - дежурство; - индивидуальная работа; - занятия- прогулка 1. социальный мир 9. 00- 9. 25 2. физическое развитие на воздухе 11. 40- 12. 05- трудовые поручения( общий и совместный труд) - опыты –э ксперименты; - чтение произведений; - настольные игры 28 2. 8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатическая Демографическая Национально- культурная Холодный период: учебный год( сентябрь- май) ; летний период( июнь- август) Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе ДОУ вос питываются дети из полных( _ 31) , из неполных( _ _ 1_ ) и многодетных( 4) семей. Основной состав родителей – сре днеобеспеченные, с высшим( 22) и средним профессиональным( 10) Этнический состав воспит анников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. 3. Организационный раздел программы 3. 1. Оформление предметно- пространственной среды Насыщенная развивающая предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему групповому помещению. Можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе. Предметно –п ространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппам в 3- 5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, что бы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо предусмотреть уголки уединения, где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. В группе создаются различные центры активности: - центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности дете й( развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами; опыты и эксперименты) ; - центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей( режиссерские и театрализованные, музыкальные игры, изобразительная деятельность- литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; - спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровье сберегающей деятельности детей. В старшей группе предметно- игровая среда строится так, что бы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно- ролевых, строительно- коммуникативных, режиссерских, народных, в подвижных играх. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка для узнавания игр: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. В группе имеется коробка с бросовым материалом( отходы бумаги, ткани, картон, веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и многое др. ) . Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой деятельности, роботы- м агниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. 30 3. 2. Режим дня в холодный период года в старшей группе Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика 7. 00- 8. 30 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 30- 8. 55 Игры, подготовка к занятиям 8. 55- 9. 00 Занятия: 1- е 2- ое 3- ье 9. 00- 9. 25 9. 35- 10. 00 10. 10- 10. 35 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 55- 12. 15 Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры 12. 15- 12. 30 Подготовка к обеду, обед 12. 30- 12. 50 Подготовка ко сну, сон 12. 50- 15. 00 Подъём, закаливающие процедуры, игры, с овместная деятельность 15. 00- 16. 2 0 Подготовка к полднику, полдник 16. 20- 16. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 40- 18. 20 Игры, уход домой До19. 00 31 Режим дня в теплый период года в старшей группе Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика 7. 00- 8. 30 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 30- 8. 55 Самостоятельные и гры подготовка к самостоятельной деятельности 8. 55- 9. 25 Подготовка к прогулке, прогулка 9. 2 5- 12. 1 0 Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры 12. 10- 12. 30 Подготовка к обеду, обед 12. 30- 13. 0 0 Подготовка ко сну, сон 13. 0 0- 15. 00 Постепенный п одъём, пробуждающая гимнастика, закаливающие процедуры 15. 00- 1 5. 3 0 игры, совместная деятельность 15. 30- 16. 20 Подготовка к полднику, полдник 16. 20- 16. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 40- 18. 20 Игры, уход домой До19. 00 3. 3 Сетка непосредственно- образовательной деятельности Дни недели Образовательная деятельность Понедельник I п. д. 1. Речевое развитие 1, 3Чтение худ. л ит- ры 2, 4- Обучение грамоте 9: 00- 9: 25 2. Физическая культура на воздухе 11: 40- 12: 05 Вторник 1. Художественно- эстетическое: ( 1- 3 неделя) А ппликация( 2- 4 неделя) К онструирование 9: 00- 9: 25 2. . Речевое развитие 9: 35- 10: 00 3. Музыка 10. 30- 10: 55 Среда I п. д. 1. Познавательное Социальный мир 9: 00- 9: 25 2. Художественно- эстетическое: 1- 3Рисование 2- 4 Лепка 2. Физическое развитие 10: 05- 10: 30 Четверг I п. д. 1. Познавательное ФЭМП 9: 00- 9: 25 2. Познавательное Природный мир 9: 35- 10: 00 3. Музыка 10: 10- 10: 35 II п. д. Пятница I п. д. 1 Речевое развитие 9: 00- 9: 25 2. Физическая культура 9: 55- 10: 20 II п. д. 3. 3. Перечень методической литературы Методическое обеспечение программы «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т. И Баб аева, А. Г. Гогоберидзе. З. А. Ми хайлова и др. - СПБ «Детство- Пресс», 2011. Физическая культура в старшей группе детского сада/ Л. И. Пензулаева- М. Мозайка- Синтез, 2007- 2010. Физическое воспитание в детском саду/ Э. Я. Степаненкова. - М. : Мозаика- синтез, 2004. Методика физического воспитания/ Э. Степаненкова. - М. Изд. дом Воспитание дошкольника, 2005 г. Методике физического воспитания. СтепаненковаЕ. Я. - М. : Мозаика- синтез, 2005. Методика проведения подвижных игр Степаненкова Е. Я. - М. : Мозаика- синтез, 2008- 2010. . Уроки Мойдодыра/ Г. Зайцев. - СП: Акцидент, 1997. Уроки этикета/ С. А. Насонкина. - СП: Акцидент, 1996 Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Махаева. - М. : Арки, 1997 Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н. Ф. - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе. Губанова Н. Ф. - М. Мозаика- Синтез, 2009- 2010 Дни воинской славы. Патриотическое# о! п итание дошкольников. Зацепина М. Б. - М. Мозаика- Синтез, 2008- 2010. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010. Этические беседы с детьми 4- 7 лет. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Л. В. Куцакова. - М. Мозаика- Синтез, 2007- 2010 Нравственно- трудовое воспитание ребёнк а- дошкольника. Пособие для педагогов/ Л. В. Куцакова. – М. : Владос, 2003. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей/ Л. В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990. Конструирование из природного материала/ Л. А. Парамонова. – М: Карапуз, 2007. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий/ Куцакова Л. В. . М. , 2007. Занятия по конструированию из строительного материала/ Куцакова Л. В. . М. 2006. Оригами для старших дошкольников/ методичекое пособие для воспитателя ДО У- СПб «Детство- Пресс» 2006г. Развивающие тренажеры из бросового материала. Полозова Е. В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. 2006г Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьки х- СПб детство- пресс; 2007г Работа с бумагой в нетрадиционной технике- м: издательство Скрипторий 2003 Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для воспитателей и родителей. - М: Мозаика- синтез, 2007. 33 Куцакова Л. В. Осторожные сказки: Безопасность для малышей/ Т. А. Шорыгина. - М. : Книголюб, 2004. Три сигнала светофора. Ознакомление с правилами дорожного движения. Саулина Т. Ф. - М. Мозаика- Синтез, 2009- 2010. Формирование основ пожарной безопасности/ Самара, 2004. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ М. : ТЦ Сфера, 2005. Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Г. П. Шалаева Хрестоматия для дошкольников/ М. : АСТ, 1999. Тематические загадки для дошкольников/ В. В. Гудинов. – М. : ТЦ Сфера, 2002. 68 1000 загадок/ Издательский дом «Нева»- СПб, Москва 2006 Книга для чтения в детском саду и дом. Хрестоматия. 4- 5 лет/ С ост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. - М. Оник с- ХХI век, 2005 Занятии по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика/ Рябко Н. Б. Центр педагогического образования, 2007. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Р. Г. Казакова. – Воронеж. 2008. Народное искусство в воспитании дошкольников\ Т. С. Комарова. – М. : Педагогическое общество Россия, 2005. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Комарова Т. С. . - 3- е изд. , перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1991 Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации( младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) / Лыкова И. А. – М. : Карапуз- Дидактика, 2006 Декоративная лепка в детском саду/ Н. Б. Халезова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. Лепка в детском саду/ Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхона. – М. : Просвещение, 1986. Музыка и движение/ С. И. Бекина, Т. Т. Ломова. – М. : Просвещение, 1983. Музыкальное воспитание младших дошкольников/ И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. Музыкальное воспитание дошкольников/ Г. П. Новикова. – М. : Аркти, 2000. Развитие ребенка в музыкальной деятельности/ М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. Организация культурно- досуговой деятельности дошкольников/ М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. Музыкальное воспитание в детском саду/ Ветлугина Н. А. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с. , нот. 69 Музыкальное развитие детей в двух частях/ О. П. Радынова. – М. : « Владос », 1997. Музыкальное воспитание в детском саду/ Ветлугина Н. А. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с. , нот. –( Б- ка воспитателя дет. с ада) . Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/ Тарасова К. В. , Рубан Т. Г. . – М. : Мозаика- синтез, 2001. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Явасский детский сад № 1 комбинированного вида» Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия Принята: на педсовете №_ _ _ протокол №_ _ _ _ _ Утверждаю: Заведующий МБДОУ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М. Б. Гурькова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации общеобразовательной основной программы дошкольного образовательного учреждения на 2015- 2016 учебный год для детей старшей группы Воспитатель Милованова Кристина Олеговна 2015 г п. Я вас Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Явасский детский сад № 1 комбинированного вида» Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия Принята: на педсовете № 1 протокол № 1 от 31. 08. 2015 Утверждаю: Заведующий МБДОУ_ _ _ _ _ М. Б. Гурькова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации общеобразовательной основной программы дошкольного образовательного учреждения на 2015- 2016 учебный год для детей средней группы Воспитатель Нецкина Мария Сергеевна 2015 г п. Я вас