Инновационный опыт Мялиной Н.Н "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Документы для скачивания
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ Мялиной Надежды Николаевны, воспитателя МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида» на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «Стоит ребёнку только сказать, - как будто бы, - и вымысел уже живёт в нём». К. С. Станиславский Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что театрализованная деятельность оказывает разностороннее влияние на личность ребёнка, позволяет использовать этот вид деятельности как ненавязчивое, сильное педагогическое воздействие в развитии, в том числе оказывает педагогу огромную помощь при формировании речевых функций детей, следовательно, имеет большое значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей. Через театрализованную деятельность дети учатся не только связно, последовательно передавать текст без помощи взрослого, но и интонационно окрашивать диалог действующих лиц. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Современная педагогика из дидактической стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги- практики осознают и видят результаты своей воспитательно- образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Так говорил психолог и философ С. Л. Рубинштейн. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявление индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности реч и- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Дошкольник с удовольствием включается в театрализованную деятельность: отвечает на вопросы кукол, выполняет их просьбы, даёт советы, перевоплощается в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием памяти, воображения, инициативности, речи; - развитием коммуникативных качеств; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, - р ешением конфликтных ситуаций через театральную игру. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Актуальность опыта заключается в использовании такого вида детской деятельности, как театрализация, которая создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, в том числе развития речи по всем её направлениям. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Идея опыта формировалась под влиянием ФГОС, где формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Исходя из возникших условий я, как и большинство педагогов, стараюсь решить проблему оптимальной организации развивающей деятельности дошкольников, организацию индивидуализации развивающих моментов. Кроме того хочется достичь оптимального развития речевых навыков у детей, так как речь- основа мышления, база познавательного развития. Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ как средства развития речи детей через образовательные ситуации с включением элементов театрализации, через развлечения, праздники, игры- драматизации в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности, как инструмента развивающего речевую активность, расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Теоритическая база опыта. Для правильной организации работы по данному направлению, рекомендуется учитывать следующие принципы: Содержательность, разнообразие тематики и методов работы. Ежедневное включение театрализованной деятельности во все формы организации педагогического процесса. Максимальная активность детей. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, мимику, речь, пантомиму в различных вариациях. Очень важен креативный принцип в развитии и воспитании( максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности) . Все игры и упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов( внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд) . Теоретическую базу опыта составляют публикации таких авторов, как: - Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1991. ; - Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная пресса, 2004, - Маханёва М. Д. , Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : Творческий Центр, 2001, - Ушакова О. С. , Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М. : Творческий Центр, 2015, - Рыжова С. Ф. Коррекционно- развивающие технологии в работе с детьми 5- 7 лет с нарушениями речи. Волгоград, 2013. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы работы. Система педагогических воздействий основывается на том, что о сновным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально- игровая деятельность в детском саду. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно- речевого развития ребенка- дошкольника. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: - развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности; - развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления; совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников; - обогащать и активизировать словарь; - развивать диалогическую и монологическую речь; - воспитывать гуманные чувства у детей. Одним из основных средств развития личности ребёнка, источников его индивидуальных знаний и социального опыта является пространственная среда. Причём предметно- пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании пространственной среды я учитывала: - индивидуальные социально- психологические особенности ребенка- дошкольника; - особенности его эмоционально- личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; - возрастные и полоролевые особенности. Для успешной работы создана предметно- пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров( настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, фланелеграф, пальчиковый театр) , изготовлены элементы костюмов, декорации. Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки- передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях. Работа по театрально- игровой деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем- логопедом, и инструктором по физическому воспитанию. Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам( дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж) ; проигрывание ролей в парах. Особое внимание обращаю на связь между вербальной и невербальной выразительности. Для этого использую упражнение « говорящие картинки»- рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. Работа строится по структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом образовательные ситуации, основанные на театрализации могут включать как разыгрывание сказок, каких либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни( смешной случай, интересное событие. . . ) . В организацию образовательных ситуаций систематически включаю: № п/ п Вид работы Рекомендованное время работы( мин. ) Старшая группа Подготовительная группа 1. Ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом. 2 2 2. Речевая разминка: упражнения на развитие дикции и артикуляции. 2 3 3. Упражнения и этюды на развитие интонационной выразительности речи( по одному диалогу с использованием атрибутов) . 4 5 4. Упражнения на развитие мимики и жестов. 3 4 5. Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества. 3 3 Содержание образовательных ситуаций полностью запланированных на основе театрализации может включать в себя: - просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; - игры- драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения( вербальной и невербальной) ; - упражнения по социально- эмоциональному развитию детей. Следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функуции и способствовать одновременно достижению трёх целей: развитию речи; созданию атмосферы творчества; социально- эмоциональному развитию детей. Результативность работы. Результатом работы стало: - разработка образовательных ситуаций с использованием театрализованной деятельности; - составление сценария спектакля по сказке « Лиса, заяц и петух». с использованием диалогической речи; - участие детей в спектаклях: «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Теремок». - ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. - частое использование театрализации в самостоятельной деятельности детей. Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: большинство детей владеют диалогической и монологической речью; подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу. Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Трудности и проблемы использования опыта. Основная проблема использования опыта — противоречия между сложившимися педагогическими представлениями о процессе обучения и воспитания и новыми требованиями ФГОС. В настоящее время организация образовательного процесса в ДОУ невозможна без внедрения современных технологий. Сущность современных развивающих технологий выражается в организации личностно ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм и методов формирования и развития не только знаний и умений, но и интегративных качеств личности дошкольника. Новый подход к решению образовательных задач требует более глубокой теоретической подготовки. Но следует отметить, что методической литературы соответствующей требованиям ФГОС не так много, что вызывает дополнительные трудности в разработке опыта. Трудности может добавить слабая материально- техническая база по этому направлению работы. Для решения проблемных моментов необходима систематическая и постоянная работа, привлечение родителей для решения возникающих проблем. Адресные рекомендации по использованию опыта. Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители, воспитатели групп продлённого дня, руководители детских театральных студий. Распространение опыта осуществляю через публикации на сайтах: - МААМ. http: / / www. maam. ru/ users/ na- сайт ДОУ; dszp 3 rucheek. a 2 b 2. ru; - дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; - консультации.