a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт Просвирниной Т.Б."Формирование здорового образа жизни посредством валеологии»

Опубликовано: 2016-04-04 19:25:16

Документы для скачивания

Инновационный опыт Просвирниной Т. Б. , воспитателя МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеёк комбинированного вида» на тему: «Формирование здорового образа жизни посредством валеологии » «Я не боюсь еще, еще раз сказать: Забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. Сухомлинский. Актуальность опыта. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мир а( И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и д. р. ) Данные физического с остояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подросткового поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению учёных, необходима концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если р ебёнок пассивен в этом процессе, т о деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Однако в отличие от взрослого- ребён о к «за здоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возра стным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Значение разработанной системы обеспечения и поддерживания здоровья начиная с периода раннего детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья. Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей 3- 7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. В последние годы одной из актуальных и перспективных стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса. В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно- присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении. Современный человек не имеет п рава считать себя образованным, не освоив культур здоровья. Условия формирования ведущей идеи опыта. Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребёнка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии. Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через с амые разнообразные формы работ. Это занятия- игры, занятия –беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются во все режимные моменты( кормление, умывание, сон и т. д. ) и деятельность детей. Ведущая педагогическая идея: Разработать модель формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия её реализации в дошкольном образовательном учреждении. Формирование у детей валеологической культуры включает: - валеологические знания; - интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни; - ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Главная цель валеологического образования- помочь ребёнку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье –г лавная ценность жизни человека. Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, и общему развитию ребёнка. Наличие теоретической базы. Теоретической базой моего опыта являются: - Программа по валеологии «В здоровом теле- здоровый дух». Программа помогла сформировать валеологическую и физическую культуру дошкольников как культуру здоровья, здорового образа жизни. Программа «В здоровом теле- здоровый дух» состоит из 9 занятий, темы разные: «Наши верные друзья»; «Чистота- залог здоровья»; «Наши органы дыхания» и д. р. Занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Кратко дается содержание занятий, перечисляется литература, дидактические игры, игровые упражнения. Игры, задания, упражнения позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а так же будут способствовать развитию умений и навыков, которые успешно взаимодействуют с окружающей средой и людьми. Каждый ребёнок получит знания о себе, о своём теле, полезных и вредных привычках. Долг каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. - «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»: а втор- составитель И. Г. Карепова. Пособие поможет способствовать воспитанию у детей привычек и потребности к укреплению своего здоровья. - «Система работы по формированию здорового образа жизни» Автор- составитель О. И. Бочкарёва. Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по формированию здорового образа жизни у детей, по воспитанию жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремлённой творческой личности. - «Зелёный огонёк здоровья». Автор- составитель М. Ю. Картушина. Программа построена на идеях педагогической валеологии, нацелена на образование, способствующие повышению уровня здоровья детей. Получены положительные результаты оздоровления детей. Технология опыта. Валеологическая концепция образования основана на следующих принципах: 1. Системный подход- то есть воспитание осуществляется в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. 2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деяте льности с взрослыми. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей. 3. Причины «Не навреди» предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления. 4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. 5. Принцип альтруизма предусматривает потребность, делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам- научи других. » 6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. Среди методов и приёмов используются: б еседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно- ролевые игры. В связи с тем, что дети 5- 7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, элементарные опыты, длительные наблюдения, валеологические тесты и задачи. Широко применяется ТСО: просмотр видеозаписей и прослушивание аудиозаписей. В оздоровительную работу включаются следующие моменты: 1. Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; упражнения на расслабление мышечного напряжения( релаксаци я, психогимнтастика, гимнастика для глаз и другие виды гимнастики) 2. Формирование навыков саморегуляции поведения( коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы) . 3. Организацие работы по оздоровлению детей через систему занятий. Среди них можно выделить живопись с помощью пальцев рук, включение в занятия валеологических песен, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр, просмотров мультфильмов. 4. Реализуется валеологический проект. ( «Волшебный горшочек», «Путешествие в город Чувств». ) 5. Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством конкурсов, спортивных мероприятий и д. р Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение мы осуществляем с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, семинары- практикумы, консультации; педагогические беседы с родителями( индивидуальные, групповые по проблемам) ; показ занятий для родителей; совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением специалистов( медсестра, педагог- психолог, физ. и нструктор) . Система работы с семьей включала следующие компоненты: 1. Ознакомление родителей с результатами диагностики психомоторного развития ребенка, состояния здоровья детей группы, определение задач по оздоровлению детей, составление плана оздоровительных мероприятий для всей группы и индивидуальных планов оздоровления для часто болеющих детей. 2. Целенаправленная работа, пропагандирующая общие гигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка, режима дня, закаливания, организации рационального питания, оптимального воздушного и температурного режима в квартире. 3. Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении: фитотерапия( полоскание полости рта после приема пищи) ; использование фитонцидов чеснока для профилактики острых респираторных заболеваний 2 раза в год и во время эпидемических ситуаций. 4. Ознакомление родителей с содержанием воспитательно- образовательной работы, педагогическими мероприятиями, направленными на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка: прогулки в течение дня, обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках, утренней зарядке, занятиях, гимнастике после дневного сна, в самостоятельной двигательной деятельности; включение в физкультурные занятия циклических движений, упражнений на формирование осанки, профилактику плоскостопия, развитие сенсорики, познавательных интересов детей, элементов дыхательной гимнастики, самомассажа: дифференцированное содержание упражнений с учетом уровня физической готовности и пола детей. 5. Консультации, направленные на формирование у родителей умения понимать ребенка, налаживать с ним контакты, меняя стиль общения( переход на позицию партнера или опекаемого) , организовать интересную деятельность, развивающую среду дома, раскрывающие влияние типов семейного воспитания на личность ребенка. 6. «Физкультурно- образовательное» просвещение родителей посредством организации семинаров, дискуссий, деловых игр на родительских собраниях и консультациях; тренингов для различных типов семей. Проведение совместных с родителями физкультурных досугов, занятий, КВН, праздников; при этом участники познают возможности друг друга, выполняют упражнения, предусматривающие тактильно- мышечное сближение, а также упражнения с тренажерами. Родители убеждаются в тесной связи физического и психического развития дошкольника, необходимости создания для двигательной деятельности специальных условий дома. Родительский уголок может стать центром обмена информацией между всеми участниками воспитательно- оздоровительной работы, если его содержание меняется по сезонам, вносятся ответы на интересующие родителей вопросы. Таким образом, мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении здоровьеразвивающей среды в группе: наглядности, спортивного инвентаря, оказывают посильную помощь в проведении различных мероприятий. Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды. В нашем детском саду есть большие возможности для воспитания у детей валеологической культуры: физкультурн о- музыкальный зал, мед. кабинет, сухой бассейн, диски «Здоровье», разнообразные приспособления для самомассажа. В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, фотоматериалами( созданными детьми и педагогами, а также родителями) , библиотекой, папками- передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяется как педагогическая поддержка: помощь в активном использовании среды в решении обозначенных задач. Важным условием педагогической поддержки считаем диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому поддерживаем эту активность, создаем условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я осуществляю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами( медсестра, педагоги дополнительного образования: музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания) . Быть здоровым- естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Анализ р езультативности опыта. В своей работе с детьми по формированию здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии я использую эффективные средства: игровые ситуации, допуск специальных ошибок, различные методы контроля. Провожу в течение дня музыкально- физкульт урные минутки из книги Т. Нестерюк, А. Шкодз «Гимнастика маленьких волшебников», организую выставки рисунков на тему: «Путешествие в мир здоровья»; «Микробы»; «Аскорбинка и её друзья». Провожу вечера отдыха для детей на валеологические темы: «Будь здоров, малыш», « Праздник молока». После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы, а так же составлен мини- проект «Путешествие в город Чувств», цикл занятий по валеологии. Взаимодействие с родителями провожу через анкетирование, проведение тематических и нетрадиционных родительских собраний: «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей», «Путешествие на планету здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья», а так же через наглядную агитацию в уголке здоровья, изготовления ширм- раскладушек: «Закаливание – лучший друг с болезнями», «Само- массаж от простуды», «В здоровом теле- здоровый дух», «Солнце, воздух и вод а- наши лучшие друзья». Оформлен альбом «Мой организм» Валеологические газеты: «Помощники здоровья» Система работы по валеологическому воспитанию позволит выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно- гигиенические навыки, помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам и даже напоминании о необходимости вести здоровый образ жизни. Достижения воспитанников. В резу льтате такой проведённой работы, у детей сформированы: - адекватные представления об организме человека, о влиянии личной гигиены на их здоровье, умение детей использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условий на практике. Потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни. - Развиты умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких. - Воспитаны уважительные отношения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Наши дети физически развиты и подвижны. С каждым днём они становятся валеологически грамотней. В 2015 была осуществлена диагностика детей старшей группы, которая показала следующие результаты: Уровень знаний по теме: «Ознакомление с организмом человека»( до изучения и после изучения) № Вопросы по теме До изучения темы После изучения темы 1 Как ты понимаешь, что такое организм? Знают- 21% Не знают- 79% Знают- 58% Не знают- 42% 2 Какие части тела ты знаешь? Знают- 74% Не знают- 26% Знают- 95% Не знают- 5% 3 Из каких маленьких частичек состоит наш организм? Знают- 0% Не знают- 100% Знают- 37% Не знают- 63% 4 Какие органы ты можешь назвать? Знают- 74% Не знают- 26% Знают- 89% Не знают- 11% 5 Для чего человек должен знать свой организм? Знают- 58% Не знают- 42% Знают- 79% Не знают- 21% 6 Как можно использовать знания об организме в жизни? Знают- 47% Не знают- 53% Знают- 79% Не знают- 21% Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье. Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы: - система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении. - система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей. - взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые: 1. Актуальны для конкретного дошкольного учреждения, в соответствии со спецификой учреждения; 2. Востребованы родителями. - основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка- дошкольника проводится в семье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи. - сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и род ителей осуществляется на позиции диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Основная проблема использования опыта — противоречия между сложившимися педагогическими представлениями о процессе обучения и воспитания и новыми требованиями ФГОС. В настоящее время организация образовательного процесса в ДОУ невозможна без внедрения современных технологий. Сущность современных развивающих технологий выражается в организации личностно ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм и методов формирования и развития не только знаний и умений, но и интегративных качеств личности дошкольника. Новый подход к решению образовательных задач требует более глубокой теоретической подготовки. Но следует отметить, что методической литературы соответствующей требованиям ФГОС не так много, что вызывает дополнительные трудности в разработке опыта. Трудности может добавить слабая материально- техническая база дошкольного учреждения. Для решения проблемных моментов необходима систематическая и постоянная работа, привлечение родителей для решения возникающих проблем. Адресные рекомендации по использованию опыта. Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители, воспитатели групп продлённого дня. Распространение опыта осуществляю через публикации на сайтах: - МААМ. http: / / www. maam. ru/ users/ na- сайт ДОУ; dszp 3 rucheek. a 2 b 2. ru; - дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; - консультации.

Оставить комментарий: