Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»
Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства — полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан.
Единство общественного и семейного воспитания является одним из главных принципов системы социального воспитания, что зафиксировано в важнейших государственных документах. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.
Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребенка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения; оно носит научно обоснованный характер, проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.
Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребенка.
Семья — первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа — первая школа жизни для ребенка. Родители — его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательность
Наше государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность.
«Граждане России,— говорится в Конституции — обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь».
Особенно велико значение семьи в воспитании маленьких детей; под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире.
В российских семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьезные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Основной причиной этих ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей.
Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина — этого еще мало. Надо уметь это делать.
Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь, воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания.
Условия правильного воспитания детей в семье
Родители должны понять мысль А. С. Макаренко о том, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни... Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность будущих тружеников, граждан, будущих отцов и матерей; в успехе заинтересованы не только они сами, но общество в целом. В исключительных случаях, когда родители не могут создать необходимых условий для воспитания детей, им оказывает помощь государство.
Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. «Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний», — говорил А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания.
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательнос
Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительский авторитет? Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.
В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательность
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательность