АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм , постоянно упражняясь. Поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужноежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в игровой форме, в виде сказки. Проводить занятия можно перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 5-7 минут. Упражнения статические (на удержание определённой позы) и динамические (в движении) при выполнении чередуются. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом. Ребёнок должен видеть в зеркале своё лицо и лицо взрослого, который показывает упражнения и следит за точностью и правильностью движения.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится.
Упражнения для артикуляционной гимнастики.
- «Лопаточка».
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд. Если язык не распластывается, то можно «наказать» непослушный язычок (пошлёпать язычок губками, произнося «пя-пя-пя…» или покусать зубками «та-та-та…»).
- «Качели».
Рот открыт. Кончик языка поднимаем и опускаем поочерёдно (вверх-вниз). Напряжённым языком попеременно тянуться сначала к носу, а затем к подбородку (либо к верхним и нижним зубам).
- «Лошадка».
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения. Следить, чтобы нижняя челюсть как можно меньше двигалась (двигается только язык).
- « Грибок».
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Удержать в таком положении как можно дольше. Шире открывать рот, тянуть подъязычную связку («растёт ножка у гриба»).
- « Кошка лакает молоко».
Рот открыт. Язык «лопаточкой» выдвинут вперёд, передний и боковые края широкого языка поднять вверх и завести язык в рот. Следить, чтобы края языка при движении не опускались ( « нельзя пролить молочко, кошка останется голодной»).
- « Чашечка».
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удержать 5-10 секунд.
- « Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась вслед за языком.
- « Почистим зубки».
Языком проводим вправо-влево несколько раз по внутренней стороне нижних, а затем верхних зубов.
- «Горка».
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживается не менее 10 секунд.
- «Окошко».
Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».
- « Дудочка».
С напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).
- « Заборчик».
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
- « Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме « чашечки» облизать верхнюю губу.
- « Шарик».
Надуть щёки, сдуть щёки.
- « Часики».
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.