Открытый урок по истории. Тема: "Великая Отечественная война"
Документы для скачивания
обобщение знаний об имени существительном; - развитие памяти, внимания, речи; - воспитание интереса к процессу познания. Оборудование урока: игровое поле, фишки, карточки с заданиями. Ход урока 1. Условия игры- Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Вы – участники игры «Имя существительное! ». Перед вами игровое поле с номерами от 1 до 30. Участники игры спешат к финишу. На пути вам встретятся трудности и преграды в виде заданий, которые нужно выполнить. Преодолеть их поможет знание русского языка. Представители команд поочередно бросают кубик и передвигают фишки своего цвета в соответствии с количеством очков на кубике в том случае, если команда верно выполняет задание, которое соответствует тому номеру кружка, на который должна быть поставлена фишка. Если верного ответа нет, то эта команда остается на том же кружке, вопрос передается другой команде, которая в случае правильного ответа передвигает свою фишку вперед. Удачи вам! Вперед к победе! ( Класс делится на 3 команды, можно по рядам, даю 3 варианта каждого задания. На игровом поле можно разместить стрелки, которые сразу передвигают команду на несколько шагов вперед или назад. ) Задания для игры 1. Назовите в каждой группе по 5 слов, поставьте к ним вопросы: а) явления природы: … б) названия профессий: … в) увлечения: … 2. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные: а) загадать- …. , молчать- …, добрый- …; б) ловкий- …, открывать- …, смелый- …; в) закладывать- …, розовый- …, грубый- …. 3. Измените имена существительные по числам: а) …- лица ухо- … молоко- … …- очки б) …- банты волос- … …- штаны хвоя- … в) …- косы друг- … молодежь- … …- ножницы 4. Подберите к данным существительным синонимы: а) темнота, …, …, …, …; б) бой, …, …, …, …; в) буря, …, …, …. 5. Подберите к данным существительным антонимы: а) плюс- …, успех- …, юноша- …; б) свет- …, радость- …, свобода- …; в) правда- …, прибыль- …, подъем- …. 6. Найдите «четвертое лишнее»: а) пробег, бегун, беглянка, бегу; б) добро, добряк, добренький, удобрение; в) родня, родился, родители, родник. 7. Назовите формы одного и того же слова: а) цветы, цветок, на цветке, цветком, цветочный, цветик, у цветка, цветку; б) цирк, у цирка, циркач, цирковой( номер) , к цирку, с цирком, о цирке; в) скрипки, скрипач, со скрипкой, скрипичный( ключ) , у скрипки, скрипке. 8. Замените одним словом с шипящим на конце: а) двенадцать часов ночи- …. картина природы- …. глухое место- … строительный материал- …. б) зерновая культура- …. вьющееся растение- …. ловкий человек- … домик из веток- …. в) рябчики, утки, глухари, тетерева- …. человек, выступающий в цирке- …. ювелирное украшение, которое прикалывают на платье, костюм- …. белый душистый цветок, расцветающий весной- …. 9. Продолжите: а) чтобы определить падеж имени существительного надо: б) чтобы определить падеж имени существительного надо: в) чтобы правильно написать безударное окончание существительного надо: 10. Определите склонение имен существительных: а) сирень, белизна, плащ, салют, задира, умница, доблесть, радио; б) мудрость, лисица, невежда, зимовщик, медаль, трамвай, забияка, непоседа; в) сирота, кофе, какао, милашка, агент, профессор, львица, мышь. 11. Назовите несклоняемые имена сушествительные: а) алмаз, какао, буря, шоссе, плен, ателье, везение; б) алоэ, матч, цитата, кофе, шасси, падеж, шорох; в) радио, матч, кино, камыш, лепесток, меню, табло. 12. Разгадайте шараду, определите род и склонение имен существительных- отгадок: а) Только два предлога, А волос в них много. ( ус) в) Начало – нота, Второе – игра, Целое встретится у столяра. ( долото) б) Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. ( картина) 13. Просклоняйте имена существительные: а) метро б) палатка в) тире 14. Поставьте имена существительные в нужном падеже: а) стоит возле( дом) , нашел на( чердак) , запивал( молоко) , помогал( брат) . б) котлеты из( свекла) , объяснил( задача) , написал( ручка) , готов к( ответ) . в) пирожки с( капуста) , ссора между( друзья) , сделал для( друг) , въехал в( деревня) . 15. Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные в творительном падеже: а) косят …, рыбу ловят …, копают …, руки моют …, кур кормят …. б) суп едят …, печь топят …, бреют …, пилят …, пыль вытирают …. в) машину заправляют …, шьют …, рисуют …, стригут …. 16. Разгадайте ребус, разберите слово как часть речи: 17. Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку: а) В тесной избушке ткут холст старушки. ( Пчелы) б) Что идет не двигаясь с места? ( Время) в) Гостя примут от души: так обнимут – не дыши. ( Тиски) 18. Поставьте данные имена существительные в родительном падеже: а) ботинки, рамы, задачи, мандарины, сапоги, музеи, календари; б) яблоки, помидоры, облака, носки, места, собаки, варежки; в) задачи, каникулы, окна, груши, чулки, адреса, торты. 19. Поставьте данные имена существительные в предложном падеже: а) на( автобус) , на( метро) , в( песок) , в( пруд) , на( место) , о( случай) ; б) о( гора) , на( болото) , в( кресло) , в( пальто) , в( ухо) , в( седло) , в) в( марафон) , на( стол) , при( стадион) , в( начало) , на( метро) , о( муравей) . 20. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже, укажите склонение, выделите окончание: а) письмо, лень, тополь, ягода, ясень, семья, трость; б) степь, сокол, место, долина, осень, дождь, зелень; в) сердце, прелесть, ремесло, морковь, 21. Назовите вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении: а) родительного падежа; б) дательного падежа; в) предложного падежа. 22. Назовите вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении: а) именительного падежа; б) винительного падежа; в) творительного падежа. 23. Допишите окончания имен существительных, укажите склонение и падеж: а) ехал в трамва. , встал с постел. , застрял в болот. , писал в тетрад. , подарил Зо. ; б) котлеты из морков. , ехал по пустын. , родился в август. , летал в неб. , стоял на площад. ; в) гуляли в парк. , родился в июл. , жил в Казан. , железная дорога в Сибир. , рисовал в альбом. . 24. Определите падеж выделенных имен существительных; а) И малый росток дает хороший плодок. Прочел новую книгу – встретился с другом. Всяк свою работу делай, на другого не кивай. б) По работе и мастера знать. Без смелости сила попадет на вилы. Хорош соловей голосом, а поле – колосом. в) Без заботы и репы не вырастишь. В бою за Отчизну и смерть красна. . Собаку палкой не учат. 25. Поставьте данные имена существительные в родительном падеже множественного числа: а) машина, чайка, майка, заяц, облако, матрешка, друг; б) перо, слива, приз, этаж, танк, весло, слива; в) газета, жилец, яблоко, страница, рот, мысль, село. 26. Расставьте ударение в словах: а) алфавит, досуг, статуя, поняла, положит, позвонит; б) брала, жаворонки, красивее, цемент, кварталы, повторит; в) сантиметр, занят, занята, изредка, столяр, приняла. 27. Допишите имя и отчество в каждом ряду: написал открытку( кому? ) … …; получил письмо( от кого? ) … …. 28. Распределите имена существительные в две группы: а) глуш( ? ) , багаж( ? ) , сторож( ? ) , брош( ? ) , роско( ш) , саквояж( ? ) , мододеж( ? ) , мелоч( ? ) ; б) тиш( ? ) , пустош( ? ) , кирпич( ? ) , луч( ? ) , стеллаж( ? ) , упряж( ? ) , дрож( ? ) , грош( ? ) ; в) силач( ? ) , обруч( ? ) , чертеж( ? ) , туш( ? ) , реч( ? ) , помощ( ? ) , гараж( ? ) , рож( ? ) . 29. а) Распределите пары слов в две группы: застрял в лифте, купался в речке, трещина на стекле, дырочка в зернышке, оставил на улице, думал о весне. б) Распределите пары слов на две группы: стоит пень – увидел пень, растет дерево – нашел дерево, висело гнездо – свил гнездо, застегнул ремень – ремень сделан из кожи. 30. Закончи предложения: а) Постоянные признаки имени существительного – это…. , непостоянные признаки – это …. Начальная форма имени существительного – это …. б) В русском языке … падежей. Чтобы определить имени существительного в предложении, нужно …. в) В русском языке … склонения. К 1- му склонению относятся имена существительные …; ко 2- му склонению …; к 3- му склонению …. Чтобы определить склонение нужно …. Молодцы! Спасибо за игру! Поделиться…