Консультация для родителей «Трудовое обучение малышей в семье»
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе воспитание детей. Они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми людьми труду.
Необходимо помнить родителям о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа-шахтер, он добывает руду.
На примере взрослых мы воспитываем у ребенка уважение к труду. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто выметены улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу, детский сад, уже заканчивает свою работу.
Покупая хлеб, знайте: рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин. Хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представление ребенка о труде взрослых могут произведения литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: « Как хорошо, что Уля убрала посуду, теперь вся семья после обеда сможет отдохнуть». Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать возрастные возможности. Особенно ценно, если родители сумеют участвовать в процессе развития у детей стремления к полезной для детей деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем его мире. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки с самопознанию. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.