a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Отношения в семье. Какие мы родители? Стили поведения

Автор: Завалина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2016-04-08 18:06:56

Документы для скачивания

Отношения в семье. Какие мы родители? Стили поведения Известно, что родители чаще всего используют ту модель воспитания, которая применялась по отношению к ним их собственными родителями. Разумеется не 100% ту же самую, а с учетом особенности личности. Известно несколько моделей поведения родителей по отношению к детям, как показывает практика, все мы вписываемся в тот или иной типаж. 1. Авторитетные родители. Оптимальное сочетание душевной теплоты и контроля по отношению к детям. Родители устанавливают правила поведения для детей, но могут отступать от правил, если это необходимо. Такие родители обсуждают с детьми их проблемы, не отказывают в просьбе без причин, часто улыбаются детям, хвалят и поддерживают их, стараются меньше критиковать, наказывают нечасто, когда есть причины, не унижают своих детей, с уважением относятся к стремлению детей быть самостоятельными, если детей ограничивают, в чем- либо – объясняют, почему это делают. В основе отношения к детям – любовь и здравый смысл. Дети авторитетных родителей, как правило, хорошо учатся в школе, уверены в себе, у них высокая самооценка, умеют себя контролировать, прекрасно ладят с окружающими, хорошо адаптируются к детскому саду и школе, доброжелательны. 2. Либеральные родители. Практически ничем не отличаются от своих детей, не устанавливают никаких правил поведения. Дети в таких семьях, по сути- лишены родительского руководства. Родители, безусловно, любят своих детей, открыты для общения с ними, принимают их такими, какие они есть, но нужно понимать, что любовь – не единственная забота родителей. Для того чтобы дети учились самоконтролю, могли нормально общаться с другими, им необходимы запреты, и одна из функций родителей – их установление. Кроме того, в таких семьях инициаторами общения становятся дети, а не родители. Дети либеральных родителей, как правило, склонны потакать своим слабостям, импульсивны, не умеют себя вести, в некоторых случаях становятся агрессивными. Из таких детей могут вырасти активные и решительные люди, но это скорее исключение, чем правило. 3. Авторитарные родители. Устанавливают жесткие правила поведения и распорядка жизни детей. Характер общения – приказы и распоряжения, команды, которые не обсуждаются. От детей требуют беспрекословного подчинения. Мало общаются с детьми, как правило, сдержаны в проявлении чувств. Степень независимости детей в таких семьях стремится к нулю. Дети авторитарных родителей угрюмы, со временем перестают стремиться к независимости, раздражительны, робки, замкнуты. Девочки, как правило, остаются зависимыми и пассивными на всю жизнь. Мальчики становятся агрессивными и неуправляемыми, особенно остро это проявляется в подростковом возрасте. 4. Индифферентные родители. Ни сердечности, ни теплоты. Ни запретов – полное безразличие. Дети растут, как трава. Сами по себе. Причины такого отношения разные: сложности и тяготы жизни, не оставляющие взрослым времени, сил для воспитания детей. Полное отсутствие интереса к ним, определенные особенности личности взрослого. Дети индифферентных родителей подвержены влиянию улицы, неблагополучных компаний, а потому и судьба таких детей неблагополучна. Малолетние правонарушители в подавляющем большинстве из числа таких детей. Не во всех семьях родители ведут себя одинаково по отношению к детям. Случаются противоречия и довольно часто. Например, авторитарный отец и либеральная мать. В данном случае суровость отца уравновешивается мягкостью и заботой матери. Если брак удачный, детям ничего не грозит. Характер взаимоотношения в семье зависит не только от родителей. Но и от детей. Хотя у взрослых больше возможности и власти контролировать обстановку в семье. В идеале должно быть равновесие между желаниями и потребностями родителей и детей. В реальности, либо господствуют родители, либо ребенок становится «тираном» и родители «пляшут под его дудку». Поэтому надо постараться найти ту золотую середину, которая позволит не ущемлять ни интересы детей, ни интересы родителей. Как бы то ни было, чем старше становятся дети, тем чаще придется вести переговоры с ними, чтобы уравновесить интересы тех и других. И этого никому не избежать. Ваш ребенок – человек, у него есть свои интересы, желания и права, а к 7 годам он уже будет практически сформировавшейся личностью. Если в вашем доме полное господство интересов взрослых, а ребенок находится под неусыпным контролем, - не удивляйтесь, что наступит время и Ваш ребенок- школьник, будет находить всевозможные способы бывать дома как можно реже. Примерно так же ведут себя родители, задерживаясь на работе, когда в доме верховодят дети( а это случается, как правило, в семьях с либеральными родителями и агрессивными детьми) . Золотое правило общения. Очень часто все наши наставления, предостережения, просьбы не имеют результата только потому, что мы не умеем правильно обращаться к ребенку. Не умея позитивно мыслить, а, следовательно, и строить предложения, мы передаем это неумение детям. Запомните! Ребенок не слышит отрицательную частицу «не» и некоторые другие. Связано это с тем, что мышление ребенка до определенного возраста образное, хотя это не единственная причина. Ребенок может представить, как он лезет по лестнице, но, услышав указание «Не лезь! », он создать соответствующий образ не может. Попробуйте из слов, которые я назову, убрать все отрицательные частицы «не», «а то» и вы поймете, о чем вы на самом деле просите ребенка. Это лишь несколько примеров, чтобы понять сам принцип общения.  ( по материалам психологического центра «Адалин»)

Оставить комментарий: