a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация работы с родителями

Опубликовано: 2014-05-07 18:26:41

Документы для скачивания

Организация работы с родителями воспитанников

 

                                                                Семья для ребенка-это испытание       общественного опыта

                                                                        Здесь он находит примеры для подражания и здесь

                                                                        Происходит его социальное рождение.

                                                         И если мы хотим вырастить нравственно здоровое      поколение,

                                                                        То должны решать эту проблему « всем миром»:

                                                                        Детский сад, семья общественность.

                                                                                С.В.Глебова                                                                                                                              

            

 

 

 

   Семья для ребенка- это целый мир.   Мир, в котором он                                   живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.

Современные условия деятельности дошкольного учреждения выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

В основе взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание  детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Отношения между ДОУ и семьей определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Для реализации таких отношений коллектив учреждения решает задачу сделать воспитательно - образовательный процесс более гибким, дифференцированным, активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами ,родителями.

В основу реализации работы с семьей в нашем детском саду заложены следующие принципы:

  • Партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • Помощь уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей;
  • Максимальное использование воспитательного потенциала семьи в работе с детьми.
  • Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • Изучение особенностей семейного воспитания, опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • Работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, начинается до того , как они привели ребенка. При записи ребенка в ДОУ каждая мама получает информацию о периоде адаптации и о том, что могут сделать родители, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Проводится соответствующее анкетирование.

Медицинские работники осуществляют сбор анамнеза для осуществления индивидуального подхода в реализации оздоровительных мероприятий . воспитатели и педагог-психолог беседуют с родителями об особенностях поведения их детей дома с целью выявления индивидуальных особенностей детей и особенностей семейного воспитания , знакомят с развивающей средой, созданной в группах раннего возраста, отвечают на интересующие вопросы.

Ежегодно на традиционном общем собрании родителей вновь поступивших детей, мы знакомим со спецификой ДОУ, его образовательными возможностями. Для родителей проводится экскурсия по детскому саду, встречи в неформальной обстановке с администрацией и специалистами, работающими в учреждении. Такая форма работы  позволяет родителям составить представление о ДОУ, о его среде, кадрах, направлениях воспитательной деятельности. У нас функционирует комплексная система оздоровления детей, которая строится на использовании средств физического воспитания и закаливания и характеризуется индивидуальной и подгрупповой формой организации.

Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует тому, что задачи обучения и оздоровления детей решаются с учетом состояния здоровья и развития каждого ребенка.

Работа по вовлечению родителей в деятельность ДОУ проводится в три этапа:

  1. Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

Во взаимодействии с родителями большое внимание уделяем выявлению потребностей семей воспитанников, что позволяет ДОУ варьировать спектр воспитательно-образовательных услуг.

Анализируя анкетирование родителей, было выявлено, что родители хотели бы получить от ДОУ:

1)    Максимально полную информацию о ребенке-95%;

2)    Психолого-педагогические рекомендации по общению с ребенком-89%;

3)    Психологическую консультацию-83%;

4)    Рекомендации по проведению занятий с ребенком дома-72%;

5)    Рекомендации , какую литературу о воспитании ребенка данного возраста лучше прочитать-64%.

Выявленные запросы родителей определили формы совместной деятельности и общения, отвечающие запросам родителей.

            Для реализации первого этапа педагоги активно используют беседы с родителями, анкетирование, почтовый ящик» Ваш вопрос – наш ответ», наблюдения. Осознание педагогическим коллективом приоритета семьи в совместной работе привело к появлению новых коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию в педагогическом процессе.

Психолого-педагогическое просвещение – один из самых важный этапов нашей работы с родителями. Вопросы охраны физического здоровья, формирования культуры здоровья стали одним из важнейших направлений просветительской деятельности.

  Для его реализации функционирует семейный клуб. Специалистами ДОУ в рамках работы клуба проводятся заседания с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей, лекции-беседы и другие. Ежегодно проводятся выставки нестандартного оборудования , которое можно изготовить своими руками в домашних условиях и т.д. разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.

В целях пропаганды здорового образа жизни                              среди детей, родителей,                                                                                            формирования интереса к физической культуре и спорту,  вовлечения их в деятельность ДОУ, регулярно проводятся физкультурные праздники «Мама, папа и я – спортивная семья», « Дни здоровья», дружеские встречи.

С 2009 года в детском саду функционирует школа « Психология –родителям», которая призвана решать следующие задачи:

- повысить уровень психологической грамотности родителей;

- повысить созданию образовательное пространство, которое объединит усилия психолога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка, сохранению психологического здоровья детей.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительных к школе групп. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки, родительские собрания на тему « Как подготовить ребенка к школе».

Не забываем мы и о наглядных формах работы: информационные стенды, папки – передвижки, видеофильмы, презентации, информационные буклеты, памятки рекомендации, уголки для родителей и др.

Информационные стенды в нашем саду представляют материал, демонстрирующий специфику ДОУ. Здесь приведена информация о режиме работы. Какие специалисты у нас работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями.

Стенды помогают сформировать у родителей представления о ДОУ, демонстрируют заинтересованность коллектива в развитии детей, стремление к сотрудничеству с родителями.

В группах оформлены « Уголки родителей», где представлены разнообразные сведения: режим дня, расписание НОД в группе, объявления. Для более подробного ознакомления родителей с теми или иными вопросами воспитания оформлены папки передвижки, рубрики « Советы специалистов».

Наглядно- информационные формы организации общения являются в нашем ДОУ естественным дополнением диалога двух партнеров – педагогов и родителей.

Хорошо зарекомендовала себя такая традиционная форма взаимодействия, как родительское собрание. Структура и тематика собраний варьируется в зависимости от вопросов родителей. Она может включать следующие компоненты:

- слово воспитателя по теме собрания;

- выступление специалиста;

- обсуждение педагогических ситуаций;

- выступление родителей;

- открытые просмотры, режимных моментов;

- выступление детей.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставят перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго и третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей.

Главной задачей педагогического коллектива ДОУ на третьем этапе считаем создание условий для развития нормальных  отношений в семье, что достигается при участии педагогов, родителей и детей в различных совместных мероприятиях.

С большим успехом всегда проходит « День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Эта форма работы родителям очень нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

 

В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: конкурс – выставка « Осенние композиции» поделок из овощей, « Мастерская Деда Мороза» поделок из природного и бросового материала.

Акция « Добрая зима для птиц» кормушки. Родители с удовольствием участвуют в таких выставках, которые уже стали традиционными, вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

 

 

Организация совместных праздников « Мама – слово дорогое» ко Дню Матери, « Слава воинам – защитникам!» к 23 февраля, День 8 марта, и досугов « Колядки», « Масленица», « Пасха» способствуют неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают в них участие: танцуют и поют вместе с детьми, участвуют в играх и конкурсах, показывают свою эрудицию, смекалку. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

 

Наиболее активным родителям на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма и грамоты от Администрации МБДОУ.

В процессе творческого поиска сложилась система работы с родителями, особенностями которой является следующее:

  • Созданная единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей;
  • Родители не оторваны от детского сада и с удовольствием посещают все мероприятия;
  • Родители принимают рекомендации специалистов и, что ценное всего, - стараются претворять их в жизнь.

Таким образом, работа педагогов с родителями в условиях нашего ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, взаимопомощи и понимания проблем друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: