Проектная деятельность
Документы для скачивания
ПРОЕКТ « Лето красное- спортивное, прекрасное » Наименование проекта: « Лето красное- спортивное, прекрасное ». Вид проекта: Познавательный, физкультурно- оздоровительный. Ак туальность проекта: Проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста. Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости и здоровья. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и оздоровительные задачи. Одной из форм работы по реализации поставленных задач является организация летнего оздоровительного отдыха детей. Но не у всех родителей есть возможность выезжать из города с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Поэтому главная задача в это время – укрепление здоровья, развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта. Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей. Задачи: Образовательная область Познание: расширять представление о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур; сформировать у детей представления о летних видах спорта; развивать познавательные интересы; Образовательная область Социализация: реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательно сти и познавательной активности; в оспитывать волевые качества, целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность, развивать стремление к поб еде и уверенность в своих силах; осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Образовательная область Физическая Культура: формировать у детей потребность в еже дневной двигательной активности- развивать двиг ательные умения и навыки; формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом. Образовательная область Здоровье: создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды; побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью; Участники проекта: дети, родители, педагоги. Сроки реализации проекта: Проект долгосрочный( с июня 201 5 г. по август 201 5 г. ) Ожидаемый результат: п овышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и простудным заболеваниям, снижение уровня заболеваемости; о птимиза ция сотрудничества с родителями; освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности; повышение ур овня физической подготовки детей; благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. Реализация проекта: реализация проекта рассчитана на индивидуальные и групповые занятия с детьми; индивидуальную и совместную деятельность родителей, педагогов и детей. Условия для реализации проекта: интерес детей и родителей; материально- техническое обеспечение; методические разработки по данному вопросу. Оборудование: Предметные картинки; Аудио материалы, CD магнитофон; Альбом, краски, кисти, цветная бумага, к артон, клей; Инвентарь для физического воспитания; Художественная литература. Этапы реализации проекта. I этап( подготовительный) . о пределение целей и задач проекта, участников проекта; п одготовка этапов реализации проекта: сроки этапов, определение содержание каждого этапа( подобрать методическую литературу, разработать двигательный режим) ; з накомство участников проекта с предстоящей деятельностью. II этап( основной) работа по плану проекта с детьми; о существление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей. III этап( результативный) н аглядное оформление материалов по теме проект а; отзывы родителей; подведение итогов по реализации проекта. Механизм реализации проекта: Перспективный план работы с детьми: Форма работы Задача Чтение рассказов, загадок, пословиц и поговорок о здоровье, спорте и спортсменах. Развитие речи детей и обогащение словаря; формирование отношения к окружающему миру: ввод детей в мир художественного слова. Знакомство с различными видами зак аливающих процедур( солнечные ванны, душирование, босо хождение, «дорожка здоровья») . Закрепление знани й у детей о закаливании, его пользе и необходимости; формирование предпосылок ЗОЖ; формирование ответственного отношения к своему здоровью. Беседы по темам: «Здравствуй лето», «Как сохранить свое здоровье», «Что такое солнце», «Вода для хвори беда», «Летние виды спорта», «Кто такие микробы», «Солнце – друг или враг», «Для чего нужно за ниматься спортом», «Для чего нуж но закаливаться», «Что такое здоровое питание», «Для чего человеку нужны руки и ноги», «Правила поведения на воде», «Игры, в которые можно играть на участке», «Правила поведения во время подвижных игр на свежем воздухе». Закрепление знаний детей о разных видах спорта, о влиянии физических упражнений и природных явлений на здоровье; развитие и совершенствование связной речи детей. Выставки рисунков и поделок по темам: «Здравствуй, лето», «Мы спортивные ребята», «Летние виды спорта», «Друзья и враги нашего здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д. Развитие творчества, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении; развитие инициативности и уверенности в себе у детей. Подвижные игры: «Земля, вода, воздух, огонь…», «Рыбак и рыбки», «День- ночь», «Мыши и кот», «Запомни движение» «Песчаная буря», «Вот поезд наш едет», «Ветер дует нам в лицо», « Бегите к флажку», « Мой весёлый, звонкий мяч», «Наседка и цыплята», «Беги к флажку», «Ловишки( в парах, с лентами) », «Мы веселые ребята», «Бадминтон», «Лягушки и лягушата», «Светофор», «Гуси лебеди», «Кто дальше прыгнет», «Солнце и тучи», «Тучи и самолеты», «1, 2, 3- замри», «Часы пробили…», «3 лишний», «Курица- хохлатка», «Уголки», «Пустое место», «Беляша» и т. д. Знакомство детей с новыми подвижными играми; укрепление здоровья детей; содействие полноценному физическому развитию детей. Физические упражнение: Бег, пряжки в длину, прыжки на скакалках, упражнения на поддержание равновесия, метание, упражнения с мячами, перепрыгивание через препятствия, упражнения на выносливость. Создать условия для совершенствования основных физических качеств у детей; укрепление здоровья детей; формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Коллективные игры: футбол, «снайпер» и т. д. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива; содействие становлению социально ценных взаимоотношений. Дидактические игры с предметами, настольно- печатные, словесные- о летних видах спорта, спортивном инвентаре, здоровом образе жизни: «Что нужно спортсмену? », «Какой это вид спорта? », «Назови летние виды спорта», «Сложи картинку( биатлонист, футболист) », «Выбери игры …с мячом, ракеткой, сеткой», «Найди спортсмена по описанию», «Найди два одинаковых мяча», «Разрезные картинки», «Чем похожи виды спорта? », «Что перепутал художник? ( спортсмен и инвентарь вида спорта) », «Закончи предложение», «Кому что нужно», «Я покажу, ты расскажи», «Правила гигиены», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Назови ласково», «Чудесный мешочек», «Съедобное, не съедобное», «Продолжи», «Сигнал тревоги», «Что будет, если…», «Угадай, кто? ». Обогащ ение и закрепл ение знани й детей о спорте, физкультуре, здоровом образе жизни; расширение детского кругозора; развитие и совершенствование речи; способствование развитию познавательной активности; развитие инициативности и активности. Сюжетно – ролевые игры: «Мы спортсмены», «Больница», «Дом», «Магазин- Спорттовары», «Спортивная тренировка». Формирование доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; формирование у детей самоуважения; развитие речи; развитие самостоятельности и уверенности в себе и своих силах. Театрализованные игры: игры- имитации «Лыжники», «Биатлонисты», «Футболисты», «Хоккеисты». Развитие самостоятельности и инициативности; развитие речи; формирование ответственного отношения к своему здоровью. Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами- «Стадион», «Бассейн» и т. д. Развитие инициативности, мышления и воображения. Эстафеты и соревнования Создание оптимальных условий, побуждающих к активному участию в соревновательных упражнениях, играх. Викторины по темам: «О, спорт, ты мир! », «Здоровый образ жизни», «Вот оно какое наше лето». Закрепление знаний детей по определенным темам; развитие уверенности в себе и своих силах; предотвращение негативного поведения между сверстниками; расширение кругозора. Творческая деятельность – придумывание загадок и рассказов о лете, спорте, здоровом образе жизни. Развитие инициативности; развитие и совершенствование связной речи детей; развитие фантазии и воображения. Создание фотогалерей: «Мы занимаемся спортом», «Наше лето». Развитие самостоятельности и инициативности; создание общей атмосферы доброжелательности, комфорта и понимания; укрепление доверия к взрослым; формирование у детей самоуважения. В ходе проекта будут осуществляться следующие виды деятельности детей: Физкультурная деятельность: - физкультурные занятия; - утренняя гимнастика; - подвижные игры, физические упражнения на прогулке; - закаливающие процедуры; - оздоровительная гимнастика после сна; - игры, эстафеты, соревнования; - индивидуальная работа по физо; - спортивный праздник. С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей: консультации для родителей: «Спорт в жизни людей», «Какими видами спорта можно заниматься», «Как одеть ребенка в жару», «Закаливающие процедуры», «Закаливание детей в домашних условиях», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать», «Совместные занятия спортом детей и родителей»; беседа с родителями «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»; «Почему важно прививать любовь к спорту с детства » размещение материалов в родительских уголках; совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на тему здорового образа жизни и спорта, совместное творчество с детьми « Летние виды спорта», «Спорт в жизни нашей семьи», «Мы любим спорт! » и т. д. Список литературы: Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовите льной группы. – М. : АРКТИ, 2004. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : “Аркти”, 2002. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград. : Учитель, 2007. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5- 7 лет. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
Проект Наименование проекта: «Зимушка – зима в гости к нам пришла» во 2 младшей группе. Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы; воспитатели 2 младшей группы МБДОУ д/ с№31: Баженова Н. П. , Левина Н. В. ; родители воспитанников. Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: долго срочный. Сроки реализации: 1декабря 2016г. – 28 февраля 2017г. Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит ка ждому ребенку продвинуться вперё д и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка- зима в гости к нам пришла » предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Цели проекта: - Расширение представлений детей о зиме. - Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Задачи проекта: Образовательные: - расширить представление детей о сезонных изменениях в природе( изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц) ; - формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки. Развивающие: - формировать умение заботиться о своё м здоровье в зимнее время года; - повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно- оздоровительной работы; - развивать речь, память, творческие способности дошкольников. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы; - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость. Практические: - развивать познавательный интерес; - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу; - показать родителям знания и умения детей, приобретё нные в ходе реализации проекта; - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Принципы реализации проекта: - Д онести до участников проекта важность данной темы; - Ф ормирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года; - С оздание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Зимушка- зима в гости к нам пришла »; - П одбор материала для продуктивной деятельности. Ожидаемый результат: - С оставление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий; - Р азработаны рекомендации для родителей; - П овышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада. Проект состоит из 3 этапов: 1 – этап. Подготовительный. 2 – этап. Основной. 3– этап. Заключительный. 1 – этап. Подготовительный: Предварительная работа: - Наблюдения с детьми за простейшими взаимосвязями в природе. - Участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек. - Проявление отзывчивости к музыке о «Временах года» П. И. Чайковского. - Участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах( ката ние на санках, катание с горки) . - Участие в выставке детских работ( дети – родители) . - Участие в совместных подвижно- дидактических играх. - Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр. - Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций. Работа с родителями: Ознакомление родителе й с целями и задачами проекта. Консультации для родителей: «Во что играть с дет ьми зимой», «Морозная погода». Постройка родителями снежных фигур на участке. 2 – этап. Основной: 1. Создать развивающую среду: - Внести картины для рассматривания «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика». - Внести дидактические и настольные игры: дидактические игры «Исправь ошибку», «Сложи снежинки из 2 частей». - Пополнить библиотечку книгами Л. Воронковой «Снег идё т», украинской народной сказкой «Рук авичка», «Метель» А. Прокофьева. - Оформить альбом «О зимних явления х и детских забавах». - Разработка конспекта итогового мероприятия. - Беседы с детьми и родителями. - Разраб отка консультаций для родителей. - О формление стендовой информации. - Изготовление макета «Зима в лесу». 2. Организация непосредственно- образовательной деятельности: а) физическое развитие: проведение физкультурных занятий; п роведения дня здоровья «Зимние забавы». б) познавательное развитие: знакомство с зимними явлениями в природе, проведение опытов: «Ч то делает мороз с водой? ». в) социально – коммуникативное развитие: беседы: «Почему зима холодная», «Зима – самое прекрасное время года». Целевые прогулки с наблюдениями за живой и не живой природой зимой. г) речевое развитие: рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…», чтение сказок, рассказов и стихотворений на зимнюю тематику. д) художественно – эстетическое: рисование: «Снег идёт»; к олл ективная работа «Зимний пейзаж»; л епка «Маленькие куколк и гуляют на заснеженной поляне»; а ппликация «Снеговик в гостях у детей». 3. Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Ц елевая прогулка по улице города: наблюдения, рассматривание следов животных. - Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе. - Рас сматривание картин, иллюстраций. - Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений. - Дидактические и настольные игры: «Зимние слова», «Кто ч то делает? », «Чудесный мешочек». - Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прог улку», «В гостях у куклы Даши». - Пальчиковая игра «Снежный пирог». - Физкультминутка «Снежок». - Использование компьютерных технологий, слайдов «С леды на снегу», «Зимние забавы». - Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз? », « Почему снежинка на ладони тает». - Отгадывание зага док о снеге, санках, снежинках. - Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Снежиночки- пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки». - Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику. 4. Самостоятельная деятельность детей: - Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, открыток о зиме. - Раскрашивание раскрасок «Зимняя одежда», «Зимние игры детей». - Настольные и дидактические игры: «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает? », «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки». - Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Катание кукол на санках». - Просмотр мультфильмов: «Барбарики», «Смешарики»- зимние серии. - Игры со строительным материалом «Строим горки». 5. Взаимодействие с семьёй: - Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Собираемся на прогулку», шитьё или вязание зимней одежды для куклы. - Беседы с детьми и родителями. - Подбор консультаций: «Заблужд ения о морозной погоде! », «Часто болеющие дети зимой », «Во что играть с детьми зимой? ». - Оформление папки – передвижки: «Что мы знаем о зиме», «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком? »- Подборка стихов и загадок о зиме. 3- этап. Заключительный: Итоги реализации проекта: - Умение называть зимние природные явления, пока зывать их на календаре природы. - Знание детей о сезонных изменениях в природе( изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц) . - Знание детьми о безопасном по ведении зимой во время прогулок. - Участие в зимних забавах( катание на санках, кат ание с горки) . - Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней природы. - Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости. Ожидаемый результат: - У детей сформирована система зна ний о зимних явлениях, о приметах. - Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о зиме. - У детей появился интерес к прос тейшим взаимосвязям в природе. Приложение №1 Консультация для родителей «Заблуждения о морозной погоде! » Многие считают, что ребё нка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согре вают организм, и помощь «ста одё жек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к те лу. Парадоксально, но самое надё жное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого п одойдёт тё плая, но достаточно просторная одежда. А обувь такая, в которой большой палец может легко двигаться внутри. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно об этом сообщит. Жировая прослойка под кожей ребё нка очень мала, система терморегуляции сформировалась не до конца. Ребё нок может не сразу заметить свои ощущения. И не возите ребё нка продолжительное время в коляске или санках. Ведь он не движется – он отдан в объятия мороза. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счёт нет строгих правил. Всё зависит от закалённости ребё нка и уличной температуры. Опасные спутники зимнего воздуха – высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенное тепло даё т пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды. Многие считают: раз ребёнок замё рз, нужно как можно быстрее согреть его. Согреть нужно, но не в «пожарном поряд ке». Например, если прижать замёрзшие пальчики ребё нка к батарее или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вы звать сильную боль в переохлаждё нном участке тела, или, хуже того, нарушение работы сердца. Просто переоденьте ребёнка в тёплое, сухое бельё, укройте одеялом, сделайте ему негорячую ванну – пусть поплавает. Многи е считают, что простуженный ребё нок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны об язательно! Держать больного ребё нка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если буде т и морозец. Следите, чтобы ребё нок не дышал ртом и не вспотел, чтобы его не продуло ветром, не позволяйте ему много двигаться. Многие считают: беда, ес ли у ребёнка замё рзли уши. Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо ши ре, чем у взрослого. Даже при лё гком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из- за этого возникают отиты, а не из- за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь, попл отнее закрыть шею и затылок ребё нка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. Приложение №2 Консультация для родит елей «Часто болеющие дети зимой » Некоторые родители зимой гуляют очень мало с детьми, или вообще не гуляют, ссылаясь на холодную погоду, а если гуляют, то считают, что ребёнка надо одевать теплей, это заблуждение. Дети, которых кутают, чаще болеют, движения сами по себе согревают организм, и помощь в перегреве излишняя, так как в организме нарушается теплообмен, в результате такие дети болеют чаще, им достаточно лёгкого сквозняка, чтобы простыть. Чтобы удержать тепло, одежда не должна плотно прилегать к телу. Самое надёжное средство от холода- воздух, чтобы лучше защитить ребёнка от низкой температуры необходимо создать вокруг тела воздушную прослойку, одежда должна быть тёплой и достаточно свободной. Сначала на тело ребёнка надо надеть майку или футболку из хлопка, которая хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, сводный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги следует надеть шерстяные носки и тёплые ботинки или сапожки на натуральном меху, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри. Боясь, что у ребёнка замёрзнут уши, родители кутают его голову в многочисленные платочки, шапочки, тем самым, принося вред, достаточно, поплотнее закрыть шею и затылок ребёнка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. А уши надо закалять с самого рождения малыша. Ошибочно родители считают, что зимой достаточно погулять часок. Всё зависит от закалённости ребёнка и уличной температуры. Для младенца, прогулки должны быть ограничены, особенно в морозы( ниже – 10 градусов) , если ребёнок постарше, допустимая температура для прогулок- 15 граду сов. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой- особенное тепло даёт пища, богатая углеводами и жирами. Единственной реакцией замёр з шего ребёнка бледность и желание спать, именно когда тело малыша расслабляется, например, засыпает в санках, сигнал опасности замёрзнуть, ведь он не движется. Если у ребёнка замёрзли пальчики или он озяб согреть их нужно- но не подставлять пальчики под струю горячей воды или греть на батарее центрального отопления – беды не миновать, так как резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлаждённом участке тела, или хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть ребёнка, надо переодеть его в тёплое сухое бельё, положить в к р овать и укрыть тёплым одеялом, достаточно обычной комнатной температуры, или предложить ему негорячую ванну пусть- порезвится, поплавает. Многие родители считают, что простуженный ребёнок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребёнка неделями в квартире- не лучший выход и заблуждение родителей. На свежем воздухе, насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего если будет морозец, следите, чтобы ребёнок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, чтобы он не вспотел. Не надо позволять ему много двигаться, кататься с горки, достаточно пройти «за ручку» спокойным шагом, покормить птичек, понаблюдать за снегом и т. д. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года- всегда хороши, полезны для здоровья ваших детей и вас самих! Приложение №3 Консультация для родителей «Во что играть с детьми зимой? » Если за окном всё белым- бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит лё гкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежн ой крепости, игра в снежки, весё лое катани е с горки на надувных санях. Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребё нок выполняет движения на много активнее, иначе легко замёрзнуть! Чем можно занять ребё нка зимой? Достаточно оглянуться вокруг – белые просторы снега являются отличным источником развития детского творчества. В компании друзей или родителей можно заняться лепкой снежной крепости. Понадобятся общие усилия, чтобы возвести прочную стену из снега, которая выдержит любые удары во время игры в снежки. Чтобы построить снежную крепость, нужно для начала определиться, сколько человек укроется за её стенами. Когда примерные габариты крепости обозначены, нужно нарисовать на снегу размер постройки в натуральную величину. Крепость может быть круглой, квадратной, прямоуг ольной, пятиугольной формы – всё зависит от фантазии! Чтобы постройка получилась качественная, нужно использ овать" высокие технологии" : ведё рко набивается снегом, хорошенько утрамбовывается и один за другим лепятся" куличики" , из которых состоят стены. В конструкции крепости можно также использовать снежные комы, которые можно скатать из липко го снега. И не забудьте про проё м для ворот и окошки- бойницы! В конце строительства крепость можно полить водой, чтобы она прослужила как можно дольше. Лепка снежной крепости мгновенно поднимает настроение и заряжает энергией, ведь впереди столько интересных игр на снегу с участием этого снежного сооружения! Самая популярная и необыкновенно весё лая зимняя игра – снежки. В этой игре участвуют две команды, которые забрасывают друг друга снежками. Снег должен быть немного мокрым и липким, иначе снежные комки не удастся слепить. Процесс игры в снежки представляет собой имитацию огневого боя. Существуют различные ее модификации. Например, использование специальных сооружений – снежной крепости и т. д. Можно воспользоваться щитами, которые защитят от снежков, или не по лениться и сделать снежное ружьё. Ещё одна любимая игра детворы –" Царь горы" , относящаяся к числу старинных русских забав и популярная в современности. Для игры понадобится наличие невысокой снежной горки, а также команды игроков из 5- 8 человек. Один игрок должен забраться наверх и объявить: " Я – царь горы! " Все несогласные с таким заявлением начинают штурмовать высоту, чтобы сразить самодержца и столкнуть его с вершины. Тот, кому удастся свергнуть царя" с престола" , взбирается на гору и становится следующим царём. Какие ещё зимние развлечения популярны среди детей? Лепка снеговика – это зимняя детская игра, дошедшая до нас с древних времен. Самый пр остейший снеговик состоит из трё х снежных шаров. Более сложные скульптуры из снега можно слепить в виде персонажа из мультфильма или детской сказки, например, медведя, лошадь, даже бабу- ягу! Лепка снеговика позволяет отлично проводить время и разви вать творчество. Снеговик- весё лый зимний персонаж, требующий украшений и внимания. Вам понадобятся краски, морковка для создания носа, возможно, пуговицы или большие яркие бусины, солома, еловые ветки, старая одежд а( шапка, шарф, рукавички) – всё, что найдё тся дома и без сожаления подарено для украшения снежной скульптуры. Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта( лыжи, коньки, хоккей, сноубординг и т. д. ) . Одним из самых любимых зимних развлечений для детей является катание с горки. Спускаться с горы всегда весело, особенно если съезжаешь не на обыкновенных жё стких санях, а на современных надувных санках- ватрушках. Эти надувные санки- ватрушки появились всего несколько лет назад, но уже успели завоевать популярность среди детворы. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в их универсальности. Они отлично скользят по снегу, даже если снежное покрытие еще довольно тонкое. Эти санки имеют отличную грузоподъё мность, поэтом у могут прокатить не только ребё нка, но и почтенного главу семейства. Санки- ватрушки абсолютно неприхотливы в эксплуатации. Они будут радовать всю семью не один зимний сезон. Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребё нку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний! Приложение №4 Опыты. Опыт №1. « Почему снег мягкий? » Цель: закрепление знаний детей о снеге. Материал: л опатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод: с нег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»: Светло- пушистая Дорогой бурною Снежинка белая, Легко проносится, Какая чистая, Не в высь лазурную, - Какая смелая! На землю просится… Лежит пушистая, Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! Опыт №2. « Где лучики? » Цель: показ детям, что форма снежинок меняется в з ависимости от погоды. Материал: ч ёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки. Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу. Вывод: с нежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из- за сильного ветра. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало. О пыт №3. « Почему снег греет? » Цель: п омочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал: л опатки, две бутылки с тёплой водой. Ход: Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. ( Укрывают их снегом) . Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? ( Нет) . А почему? ( В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) . Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод: в бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета: Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнув в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. Опыт №4. « Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? » Цель: п омочь детям выявить некоторые особенности одежды( защита от холода и тепла) . Материалы: п односы для снеговых фигурок. Ход: На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? ( Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно) . Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем с амым, спасаются от тепла. Вывод: о дежда может защищать не только от холода, но и от тепла. Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё, что угодно. Рассказываю детям народную потешку: Снег пушистый лёг на ветки, У крыльца играют детки: Лепят бабу под окном, Дружно катят снежный ком. Опыт №5. « Ледяной дом ». Цель: умение детей работать со снегом, используя не обходимые инструменты. Материал: л опатки, свеча, вода, ведёрки. Ход: Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста»( снег и вода) . Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3- 4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно- ролевых игр. Вывод: и з снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки. Опыт №6. « Замерзание жидкостей ». Цель: знакомство детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал: ф ормочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей( тягучесть, способность принимать форму ёмкости) . Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет. Вывод: ж идкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Опыт №7. « Ледяной секретик ». Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду! » И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место. Цель: п оказать детям свойства льда, выяснить, в чём опасно сть льда для здоровья. Материал: з аранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду( дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают) . Ход: Загадать детям загадку: « Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». ( Лёд) . Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду! ». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из- под о льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки. Вывод: л ёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.