Консультация для педагогов «Использование интерактивных педагогических технологии в реализации ФГОС дошкольного образования».
Цель: определение комплекса условий, обеспечивающих эффективность использования интерактивных технологий в деятельности ДОО.
Воспитание — педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. Такое его понимание находит свое отражение во ФГОС ДО. В стандарте утверждаются следующие принципы — базовые ценности российского дошкольного образования:
- поддержка специфики и разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, педагогических и иных работников и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование
ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В соответствии с этим возникают острая необходимость пересмотра методов и технологий работы с детьми в условиях ДОО, потребность в освоении интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной культуры ребенка, обеспечивающих условия его эффективной социализации, развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Успешность реализации определенных стандартом целей и задач зависит от тесного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, что делает очевидным использование новых технологий как в организации жизнедеятельности детей, так и в работе с их родителями.
Педагогическая технология — строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Сегодня от педагогического работника ДОО требуется умение организовывать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне.
Педагогическое воздействие и взаимодействие обеспечиваются технологией, которая может быть определена как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром, целью формирования ценностного отношения к нему.
Центральный компонент технологии — четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе; точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и при необходимости внести пошаговые коррективы.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную липкость (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конкретность и четкость целей и задач, наличие этапов: первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приемов его реализаций, использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.
Общеизвестно, что цели деятельности ДОО в реализации ФГОС ДО могут быть достигнуты только в случае, если будет обеспечено конструктивное взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей. Поэтому возникает необходимость использования интерактивных технологий в работе со всеми участниками образовательных отношений.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
В педагогике различают несколько моделей образования:
- пассивная — ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
- активная — выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
- интерактивная — процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия воспитанников, педагог и ребенок — равноправные субъекты образовательного процесса.
Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное решение проблемных ситуаций.
Интерактивная технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
Преимуществами интерактивных, в том числе игровых, технологий выступают активизация и интенсификация образовательных отношений, создание межличностного взаимодействия, процедура принятия коллективных решений воспитанников в различных ситуациях, моделирующих реальные условия различного вида деятельности, гибкое сочетание разнообразных приемов и методов работы, моделирование практически любого вида деятельности.