Консультация для педагогов « Интеграция образовательных областей при планировании НОД»
Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности считается процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
- Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников.
- Форма проведения интегративных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ:
1 ПЛАСТООБРАЗНАЯ – наслоение пластов различных видов искусства и деятельности, содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребенка целостного художественного образа;
2 СПИРАЛЕВИДНАЯ – содержание и виды деятельности постепенно возрастают количественно и качественно, изменяясь на каждом витке;
3 КОНТРАСТНАЯ – принцип диалога и контраста в рассуждениях педагога и детей. В основе – сравнение, сопоставление и проблемные вопросы;
4 ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ – организация такого вида художественно – творческой деятельности, в которую вливаются другие виды ( муз., изо., и др.).
5 ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ – ориентировка на создание условий для творческого развития ребенка.
Перед началом работы по осуществлению интеграции рекомендуется выполнить ряд важных действий:
- определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
- учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- продумать развивающие задачи;
- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;
- учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала;
- использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и др.);
- учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведенияинтегрированных занятий.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия - определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.
Любая интеграция этовзаимодействие друг с другом. Взаимодействовать можно несколькими способами:
1 – фронтальный, направлено на всех детей сразу
2 – индивидуальный, направлено на каждого ребенка в отдельности и ответ от каждого не связанный с другими детьми
3 – подгрупповой (дети объединены по определенному признаку, взрослый взаимодействует на всю подгруппу в целом, получая ответ от каждой подгруппы)
4 – внутригрупповой, такой же, как подгрупповой, но добавляется взаимодействие детей внутри группы для достижения цели (коллективная работа)
5 – межгрупповой (группы для достижения цели взаимодействуют с взрослым и друг с другом);
6 – общекомандный (наивысший способ; взрослый руководит группой детей в целом, аподгруппы взаимодействуют между собой).
Моделирование интегрированного занятия
Шаг 1– определяем цель занятия.
Шаг 2 – определяем задачи, реализация которых позволит добиться планируемой цели и интеграцию образовательных областей.
Шаг 3 – Устанавливаем форму интеграции – взаимопроникающая, поскольку содержание одних областей реализуется через деятельность в других областях.
Шаг 4 – определяем деятельность детей, посредством которой можно решить поставленные задачи.
Шаг 5 – определяем форму взаимосвязи детей и педагога, которая будет оптимальна для достижения поставленных задач.
Шаг 6 – определение последовательности детской деятельности и временного ограничения.
ТЕМА НОД «Знакомая незнакомка» (средняя группа)
ЦЕЛЬ: формирование представлений детей о многообразии предметного мира.
– пользоваться простейшими способами сенсорного анализа
–устанавливать причинно-следственные зависимости
–подбирать графические знаки для обозначения результатов
– группировать предметы по двум признакам
– называть основные источники опасности.
–участвовать в партнерской деятельности
–рассказывать правила безопасного поведения
– выкладывать узор по схеме
ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ - взаимопроникающая
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Познавательно-исследовательская
- опыт с деревом и металлом
Коммуникативная
- вопросы поискового характера (почему? зачем?)
Игровая
-группировка предметов по материалу
Коммуникативная
-составление рассказа по схеме
Игровая
- выкладывание узора из спичек
Двигательная
разминка
ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ
Подгрупповая
Индивидуальная
Внутригрупповая
У нас получился план интегрированного занятия для детей средней группы:
- Рассматривание коллекции спичек–2 мин.
- Группировка игрушек по материалу (дерево, металл) – 2 мин.
- Опыт с деревом и металлом – 5 мин.
- Разминка – 1 мин.
- Сравнительный рассказ о дереве и металле – 5 мин.
- Выкладывание картинок из спичек – 3
Итого – 18 минут (2 мин. оставляем на организационные моменты).