Консультация для педагогов «Воспитание любви к Отечеству – первая ступень патриотического воспитания»
Мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше совершеннее нас. В общем, мы растим гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.
Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые произошли в конце прошлого столетия в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Это повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания образования и воспитания. Проблема формирования нравственной культуры личности, ее интереса к родному краю, его традициям, истории, обычаям, природе обусловлена сложным периодом социокультурных преобразований, становлением новых общественных отношений, в которых особенно ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием нравственного развития человека.
В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась проявлять патриотические чувства, интерес к родному краю. Именно поэтому воспитание интереса и любви к родному краю, ознакомление с ним становится актуальной психолого-педагогической задачей .
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Маленький ребенок впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» в семье. Чувство Родины.... Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку,
песне, молитве, сказке, житию святых, поэзии, истории и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.
В процессе воспитания необходимо включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Важно предоставлять детям место и время для деятельности – игровой, предметной, познавательной, носящей этнокультурный оттенок (свободное пространство в групповом помещении, на участке).
Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа.
Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития дошкольного возраста. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.
Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, что в свою очередь побуждают детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.
Сюжеты, композиция, персонажи произведений часто схожи с фольклором других народов, однако они несут в себе особый национальный колорит. В мордовском фольклоре выделяются, в основном, те же жанры, что и в русском (сказки, пословицы и поговорки, колядки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, поддевки).
Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень. Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней его жизни. Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. Возможность детей участвовать в праздниках и развлечениях этнокультурной тематики в качестве их организаторов и непосредственных участников способствует их сближению. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как дети общаются, обмениваются и обогащаются информацией. Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, обычая, ритуала – словом из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, преследуется конкретная цель – приобщить воспитанников к истокам народной культуры через организацию детских фольклорных праздников. Ведущее место в приобретении детьми первых этнокультурных знаний можно отвести празднику. Именно праздник создает у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формирует праздничную культуру.
По мнению педагогов, ведущая деятельность ребенка (игра) формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только в игре возникает способность к интенсивному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие качества личности. В ней ребенок использует все знания, приобретенные на занятиях и в повседневной жизни (нравственно-этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах, о человеке-труженике и т. п.). Игра позволяет ребенку дошкольного возраста выразить свои чувства и переживания, отношение к взрослым, сверстникам, окружающему миру.
Богатство и разнообразие игр находится в прямой зависимости от кругозора ребенка: чем больше он получает впечатлений от окружающего, чем активнее он будет принимать посильное участие в разных делах, тем интереснее и разнообразнее будет содержание игр. Ребенок играет в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало. И эти впечатления отражаются в детской игре.
Неоценимым богатством в воспитании дошкольников являются календарные народные игры, в которых заключена информация о повседневной жизни наших предков – быте, труде, досуге, мировоззрении. Особое внимание необходимо уделить таким играм, как «Селезень утку догонял», «Репка», «Шел король по лесу, нашел себе принцессу», «Черный баран», «Акулинка на улицу пошла», «Матаня», «Ох уж ты, Порушка – Параня». В эти и другие народные игры с удовольствием играют дети дошкольного возраста.
Песня является еще одним инструментом пробуждения любви к родному Отечеству. Ребенок слышит народную песню еще в колыбели и на бессознательном уровне усваивает родной строй чувств и духовных переживаний. Необходимо постоянно обогащать детскую душу народными мелодиями. Стоит подчеркнуть значимость хорового пения, ибо оно национализирует жизнь.
Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Она дает ребенку первое чувство героического, заселяет его душу национальным мифом. Приобщение к чужеземным сказкам наряду с родными познакомит детей с жизнью других народов.
Подлинным воспитателем детей является и отечественная история. Знание родной старины с ее великими и трагическими страницами, является базовой основой формирования патриотического сознания, пробуждения любви к своей родине. Ибо народные традиции, отраженные в истории учат духовному преемству и сыновней верности. Важно подчеркнуть, что наша страна – самая мощная и самая мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. Пример тому – Великая Отечественная Война.
Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что советские люди любят свою Отчизну. Родная природа... Это один из могучих факторов воспитания любви к Родине. Любование ее красотой, бережное отношение к ней – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.
Проблема ознакомления детей с родным краем – актуальна в современном обществе. Она обусловлена требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения, обладающего такими интегративными качествами личности, как патриотизм, гражданственность. Несмотря на изученность некоторых аспектов, проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в настоящее время остается значимой. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить Родину.