a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей дошкольного младшего возраста

Опубликовано: 2016-04-11 05:29:18

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников № 4 «Угол e к» «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей дошкольного младшего возраста» Воспитатель: Малинка Л. Е. Мыски 2015 « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский. Я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр. Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая  взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры. Для достиж ения этой цели решаю следующие задачи: - развивать мышление у детей; - развивать самостоятельность в поиске решений; - развивать умение отвечать и задавать вопросы. В работе я опираюсь на общепедагогические принципы. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. Дидактические нетрадиционные игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом». Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно- развивающую среду- специальную нетрадиционную дидактическую зону с набором познавате л ьных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. Расскажу о нетрадиционных дидактических играх которые сделала своими руками и применяю их в работе с детьми: Игра « Собери бусы» Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку. Оборудование.    Цветные веревочки и колечки основных цветов. Словарь.      Бусы, веревка, кукла,   синий, красный, зеленый, желтый. Ход игры. Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения – бусы. Педагог показывает бусы, надевает( примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета( красная веревочка – красные колечки, синяя веревочка – синие колечки и т. д. ) . Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут. Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога. Дидактические игры с цветными крышками. Дидактические задачи. Закрепить представление  детей  о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание. Выполняя задания, дети играют откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать. Игры с прищепками Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно( правая рука, левая рука, обе руки) , переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Игра «Ёжик» Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок.  Ребёнок  прикрепляет к спинке ежика прищепки. Игра «Цветок» Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок  выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.   Игра «Солнышко» Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи. Самолёт Самолёт, самолёт Отправляется в поход. Но без крыльев и хвоста Не взлетит он никогда. Жучок Очень наш жучок устал- Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки. В утренний режим провожу пальчиковые гимнастики с прищепками, предварительно отобрав прищепки, чтоб были не тугие. Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождая дей ствия словами: Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Все прищепки соберу. Исходное положение для каждого уп ражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указа тельным и большим пальцами парал лельно столешнице. В этом  упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищеп ки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов. «Лиса»                                        Хитрая плутовка,   Рыжая головка,   Ротик открывает,   Зайчиков пугает. Дидактическая игра « Спрячь козлёнка». Цель игры- учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения. Описание игры: детям предлагаютс я домики в которых живут козлята. Каждый домик определенн ого цвета. Нужно спрятать козлят от в олка, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики. Игра очень проста в изготовлении, а у детей. вызывает мас су положительных эмоций. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой. Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру надевают на шею. Воспитатель читает стихотворение: По дороге я пойду, Друга я себе найду. Где ты друг, милый мой. Обнимись скорей со мной. Де ти находят себе друга по фигуре и обнимают. ( Затем меняются фигурами) . Дидактическая игра «Кто, чем питается? » Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Ход игры: На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой отвечают на вопрос Кто это? – Кошка. Чем питается? ( Открывают коробок) . –Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, у сложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например БЕЛКА – ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ ЛЯГУШКА – МУХА, БАБОЧКА КОРОВА – ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ ЛОШАДЬ- ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ Дидактические игра « Доска с замоч ками» Игровая доска стимули рует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Юный исследователь, постигая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой  и творческие способности. На игровой поверхности нарисовано четыре домика, в каждом живут известные малышу из повседневной жизни и сказок домашние животные – куры, гуси, собаки. Вы можете не только научить ребёнка открывать замки разных форм, но и пофантазировать в процессе игры – какая коровка здесь живёт – Бурёнка, а, может, Зорька? а овечки за этой дверцей белые и пушистые, а, может быть, чёрные? А какой породы собачка спряталась в будке – пудель, а, может быть, овчарка? Заодно можно вспомнить: как «говорит» гусь? из какого домика, если очень хорошо прислушаться, можно услышать тоненькое «бе- е- е»? а кто даёт людям молоко? Вспомнили, придумали, а теперь- быстрее открываем замок. Возможно, не все замки поддадутся одинаково легко, здесь будет важно терпение и помощь воспитателя. . Глядя, как ловко это получается дети запоминают использованные Вами приёмы и постепенно учатся применять увиденное на практике. Все старания упорного открывателя будут щедро вознаграждены, ведь за каждой дверцей ребёнка ждёт сюрприз. Заглядывай скорее и ты увидишь хозяина домика.   Рассмотрели зверушек, а теперь быстрее закрываем дверцы, пока они не разбежались. А теперь – попробуй- ка сам. Доска с замочк ами надолго увлечёт Вашего ребёнка и подарит массу приятных и радостных моментов.    Кропотливые упражнения с замочками  послужат своего рода пальчиковой гимнастикой. А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления. Сосредоточенные манипуляции с механизмами замков формируют навыки сенсорной и моторной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму.     « Доска с замочками »- это увлекательная и  интересная игра, полная открытий и закрытий, которая надолго станет любимым занятием. А еще, после освоения  «Доски с замочками» уже мо жно будет не бояться, что ребёнок случайно закрывшись где- то, растеряется и не сможет открыть любую задвижку и замок. Систематическая работа дала положительные результаты. Дети знают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактическая игра «Собери бусы» Дидактическая игра «Цветные крышки» Дидактическая игра «Игры с прищепками» Дидактическая игра «Спрячь козлёнка» Дидактическая игра «Кто чем питается» Дидактическая игра «Доска с замочками»

Коментарии
дддд написано 2016-05-24 03:43:19
дддд
Ответить

Оставить комментарий: