педагогика + психология
Документы для скачивания
Реабилитационная работа психолога с воспитанником( ш кола закрытого типа для подростков с девиантным поведением) Богомоловым Сергеем уч еником шестого класса 02. 04. 2001 года рождения( в период с сентября 2014 по май 2015) Цель работы: содействие нравственному развитию подростка, знакомство с позитивными способами общения, обучение психоэмоциональному сдерживанию, регулированию своих эмоциональных состояний. Необходимостью поставленных задач были негативные поведенческие и вербальные проявления на уроках и в быту: изысканно – саркастические упрёки педагогам, грубость в ответ на воспитательные воздействия, умственная и физическая работа по настроению или упрямый отказ от выполнения учебной и физической работы. Для диагностики эмоциональных состояний и выявления уровня агрессивности применялись тестовые методики и ситуативные наблюдения за проявлениями агрессии. Выяснилось, что агрессия подростка- реактивная реакция на внешний раздражитель( несогласие, замечание, ссора, указание на неправильные действия и др. ) , а так же способ утверждения или средство достижения результата. Причём агрессия направлена всегда на окружающих людей: не согласен с замечанием на линейке – отказывается идти на урок, не достиг желаемого – обвиняет учителя или подростка, не справился с заданием – агрессия на любого кто попадётся под руку. Выплёскивает злобу ломая и разбив ая окружающие предметы. Сергей постоянно ссорится с подростками и педагогами, часто теряет контроль над ситуацией: не стесняется в выражениях, запросто делает замечания взрослым, угрожает. Иногда, кажется, что подросток знает, что он делает и зачем и что реакция его продуманна и не спонтанна. Коррекция личностных качеств и поведенческих проявлений с подростком проводилась в основном на групповых и тренинговых занятиях. И ндивидуально состоялось всего 7 встреч за год. Работать индивиду ально, работать над собой Сергей просто не хотел. Он оценивает себя позитивно, соглашается с тем, что бывает вспыльчив, но не видит ничего предосудительного в том, что ведёт себя агрессивно по отношению к людям. С подростком проведён комплекс психолого- педагогических занятий индивидуа льно и совместно с группой: - Обучающая программа «Переработка конфликта» из 8 встреч( 2 индивидуально и 6 занятий в малой группе) . Задачами работы были: активизация рефлексии и самонаблюдения подростка, осознание содержания конфликта, методы решения конфликта, последствия конфликтных отношений, развитие волевых качеств. - Разработана программа по самовоспитанию, где подросток поставил личные цели: дисциплинировать себя, вести себя сдержанно, терпеливо, тактично. Роману даны рекомендации по развитию волевых качеств, правила сдерживания эмоциональных проявлений, элементы аутотренинга. - Индивидуальные ситуативные беседы о нравственности поступка, о такт ичности в обращении к взрослому – 2 встречи. - Консультации: - Знакомство с методами снятия вербальной реактивной агрессии. - «Проживание» ситуации конфликта второй стороной. - Принятие ответственности за своё поведение. - Принимал участие в тренингах социализации, личностного роста и самосознания подростков. Для коррекции агрессивности необходима постоянная работа, поэтому 7 – 10 минут от каждого группового занятия уделялось подростку для индивидуального сотрудничества. Для этого предлагались упражнения, обучающие конструктивным поведенческим реакциям, развитию позитивной самооценки, развитию эмпатийных чувств; практическое знакомство с техниками и способами управления собственным гневом и эмоциями; отрабатывалось умение находить позитивный выход эмоциям в проблемных ситуациях, а так же обучение выражению своего гнева безопасными для окружающих способами. Результат: Подросток имеет завышенную точку зрения на собственное существование. Считает, что работать над собой у него нет необходимости, поэтому индивидуально работать не желал. Для привлечения к индивидуальной работе приходилось хитрить, придумывать уловки, что бы задейст вовать в работе именно Сергея. Нужно сказать, что подросток довольно грамотно разбирает проблемную ситуацию, конфликтный проступок или деяние совершённое ребятами. Если же это деяние совершено им самим, то реакция и интерпретация поступка имеет совершенно другой оборот: в этом виноваты все, кроме него. Мнение од ноклассников( особенно педагогов) для него не авторитетно. Познакомившись с методиками сдерживания аффективных реакций, не стремится ими пользоваться. Например, разбирая очередную взрывную, созданную им ситуацию, где можно было обойтись без кратковременного аффекта, применив простую технику по сдерживанию он, улыбаясь, говорит: «Пусть не лезут, пусть меня не трогают». Выходит, некоторые аффективные вспышки есть публичная демонстрация, имеющая под собой определённые незаявленные вслух требования. Он стремится к признанию, обнаруживая завышенную самооценку, неоправданные претензии на власть в подростковом коллективе, на лидерские позиции. Часто в конфликтных ситуациях Сергей теряет контроль над своими эмоциями, на высоте аффекта происходит сужение сознания, возникают неконтролируемые поступки по механизму короткого замыкания( это делает подростка опасным для окружающих) . Любой конфликт с одноклассниками заканчивается чрезмерной возбудимостью, аффективными разрядами с агрессией и жестокими действиями направленными и на подростков и на педагогов. Замечено, что в творческом самовыражении( аппликации, рисовании, в ручном труде) подросток заметно более уравновешен, спокоен и аффективные вспышки как бы заторможены. Можно дать совет педагогам: сублимирование агрессии в творчество, в труд или спорт- это коррекция поведенческих деформа ций у Сергея. Положительный эффект оказывают релаксаци онные мероприятия, после них у подростка добродушно- шутливое настроение некоторое( правда, непродолжительное) время. Работа в течение нескольких месяцев дала положительный результат. Сергей научился вслушиваться в слова психолога( педагогов) , мене е критичен к высказываниям одноклассников, более критичен к своему поведению. Но неоправданную уверенность в своих поступках, завышенную самооценку, манипулирование людьми( при помощи аффекта) , надменность в разговоре с педагогами победить не удалось. Рекомендации для дальнейшей реабилитационной работы: I. Учить подростка позитивным техникам выхода из сложившихся ситуаций, продолжить работу по снижению агрессивности используя следующие советы: 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: - полное игнорирование реакций подростка( если агрессия неопасна и объяснима) - выражение понимания чувств ребенка( «Конечно, тебе обидно…») ; - переключение внимания, предложение какого- либо задания 4- позитивное обозначение поведения( «Ты злишься потому, что ты устал… или тебе неприятно…) ; 2. Акцентирование внимания на поступках( поведении) , а не на личности. Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. 3. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, миролюбиво в ответ на агрессивные реакции подростка. Поведение взрослого, должно показать образец конструктивного поведения и направлено на снижение напряжения в конфликтной ситуации: - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться, если надо выговорится; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка. II. Привлекать к самовоспитанию просоциальных качеств( такта, терпимости, уважения к старшим, стыда за некорректность и неадекватность поступков) . Оказывать содействие и сопровождение в личностном становлении. 28. 05. 2015 Педагог- психолог Ирыгина Н. Ю.