педагогика + психология
Документы для скачивания
З анятие по психологии из цикла «Нравственное воспитание» Урок направлен на формирование нравственно- этических качеств личности. Цели урока: 1. Учить подростков понимать мотивы, чувства, поведение других людей, степень их участия в его жизни и контролировать своё поведение в отношении к ним. 2. Изменить отношение к поступкам окружающих, идущим вразрез их желаниям. Определить значимость взрослых людей, принимающих участие в жизни и воспитании учащихся. План урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение легенды о Чингисхане и Соколе. 3. Беседа о прочитанном, о персонажах легенды: какое отношение они имеют к нам. ( Инсценировка: 2 е учащихся в костюмах- шапочках Чингисхана и Сокола) . 4. Заключительная часть( выводы – установки) Ход урока: 1. Психолог: Молодые люди, подростки часто вспыльчивы, эмоционально неустойчивы, необдуманно быстры на принятие решений для удовлетворения своих желаний, потребностей. Забывая о том, что их действия будут иметь последствия, для них самих и окружающих, используют любые средства достижения цели. В таких ситуациях они не прислушиваются к советам родителей, педагогов, старших товарищей, которые более дальновидны, опытны, рассудительны. Каждый из вас поступив в спецшколу, наверное, не один раз уже подумал о том, что если бы он прислушивался к советам и запретам своих родителей, то не попал в спецшколу за правонарушения которые совершил. Сейчас мы познакомимся с монгольской легендой о великом Хане и Соколе, которая покажет, к чему могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний. На примере персонажей легенды хочу показать, как важно прислушива ться к предостережениям взрослых людей, которые способны более правильно, чем вы, оценивать ситуации и предвидеть исход многих ваших поступков. Просто поверить им. 2. Чтение легенды «Хан и Сокол» Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил столько стран, что его империя простёрлась от Восточной Европы до японского моря. Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, что бы настичь её. День был жаркий, и к полудню хана измучила жажда. Он принялся искать родник. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где- то наверху. Вода сочилась медленно, капля за каплей. Её было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил её под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться. Хану не терпелось приникнуть к воде, ощутить её прохладу, , смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краёв, и уже поднёс её к губам, как вдруг что- то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Поражённый, Хан поднял голову и увидел Сокола, своего любимца, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой. Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью. Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду! » Он нагнулся, что бы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею! » Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он Соколу, - поплатишься жизнью! » Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднёс чашу к губам, Сокол ринулся вниз и выбил её из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полёте. Сокол упал к ногам хозяина и, не сводя с него полных любви глаз, истёк кровью. «Ты получил то, что заслужил», - сказал Хан и переступил через тело птицы, что бы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог её достать. «Ничего, - подумал Хан. – Я всё равно утолю жажду. Эта струйка воды приведёт меня на верх, к самому источнику». И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он наконец увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мёртвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, что бы убить человека. Хан словно окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному Соколу, лежащему на земле далеко внизу. «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его». Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой. 3. Беседа о прочитанном, о персонажах легенды. ( Предложить ребятам, которые прониклись чувствами Хана и Сокола сыграть их роли. Сказать, что мы будем задавать вопросы Хану и Соколу об их чувствах, побуждениях, мыслях. Предупредить, что бы они не старались дать правильный и не боялись дать неправильный ответ, а говорили просто то, что они чувствовали) . Вопросы Соколу: ( задаёт педагог и ребята, если затрудняются- помочь) , например: - Из какой ситуации ты понял, что Хану грозит опасность? - Какие чувства возникли у тебя, когда твой повелитель хотел выпить отравленную воду? - Что т ебе хотелось сказать хану? - Ты понял, почему Хан разозлился, на то, что ты выбил чашу из его рук? - Ты испугался гнева хана? - Поверил ли ты в то, что Хан убьёт тебя, если ты ещё раз ему помешаешь? - Почему всё- таки в последний раз выбил чашку из рук Хана? - Почему ты стремился спасти жизнь Хану? Какие чувства двигали тобой? - Ты понимал, что жертвуешь своей жизнью, спасая жизнь Хану? Вопросы Хану: - Ты любил своего Сокола? - Когда сокол выбивал у тебя чашку с водой, ты подумал, почему он это делает? - Тебе не показалось его поведение странным, ведь он тебя никогда не предавал? - Что ты чувствовал, когда в очередной раз не смог напиться? - Что ты ощутил, когда увидел в озере убитую змею? - Когда ты понял, о чём хотел сказать тебе сокол, что ты почувствовал? - Что бы ты сказал Соколу, спустившись с горы, если бы к тому времени он был ещё жив? Обсуждение всей группой: - Не напоминают ли эти герои вам кого то из вашей жизни? - Случалось ли в вашей жизни такие ситуации, когда родители предупреждали вас о последствиях ваших поступков, просили послушаться их? Уговаривали вас не делать чего- то, что будет иметь негативные последствия? ( дать возможность высказаться желающим) . - Легенда о Чингисхане и Соколе многому может нас научить. Но мне хотелось бы остановиться на том, что говорит эта легенда о человеческих отношениях, действиях, поступках, словах. ( н аписать, используя экран или доску) : Чингисхан – это ………………. ( например: юноша, подросток, человек, не желающий прислушиваться к советам, наставлениям, считающий себя всегда правым, идущим на поводу своих желаний, живущий одним днём и т. п) Отравленная вода – это………………. ( например: ненужные общения, компании с криминальной направленностью, пагубные связи, недостойные поступки и т. д. ) Жажда Чингисхана – это ……………. ( например: сиюминутные желания, нетерпеливость, отсутствие силы воли, стремление к тому, что нам не терпится получить) Сокол – это ………………. . ( например: родители, пед агоги, старшие товарищи, друзья или работники КДН, ОВД, все те, кто предостерегает нас) . Пусть учащиеся поразмышляют, психолог помогает( Хан убил Сокол а, потому, что был движим сиюминутным желанием и хотел удовлетворить его. Он не размышлял над происходящим, думал только о том, что бы напиться. Порой мы принимаем опрометчивые шаги, когда собственные желания заслоняют для нас всё остальное. Предложить ребятам привести примеры из личного опыта, когда они движимые желанием совершали поступки, от которых создавались неприятности в семье или наказывались их родители. Психолог: Конечно же Хан очень жалел о том, что не захотел понять поведение сокола. Случалось ли вам оказаться в ситуации, когда вы пожалели, что не прислушались к словам того, кто вас предостерегал? Как вы вели себя в такой ситуации. Предложить ребятам привести примеры из личного опыта, когда им пришлось вспомнить о том, что кто- то предупреждал их о чем- либо. 3. Заключительная. Психолог: В вашей жизни обязательно будут встречаться люди, которым не безразлична ваша судьба это – родные, друзья, учителя, воспитатели, старшие товарищи, они будут для вас тем же, чем был Сокол для Хана. - Иногда мы подвергаемся опасностям, о которых не подозреваем. В этом случае предостережения или наставления людей, которым мы доверяем, могут предотвратить возможный вред. Будьте внимательней, к людям окружающим вас, слушайте их предостережения, разговаривайте, общайтесь, обращайтесь за советами. Поблагодарить за участие «Хана» и «Сокола», ребят, которые поделились историями, активных участников занятия.