Завтра была война
Документы для скачивания
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА Автор: Архипова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель ГБДОУ №42 Адмиралтейского района г. Санкт- Петербург Цель: воспитание патриотизма, уважения, чувства гордости и благодарости к великим событиям Великой Отечественной войны. Предварительная работа: - организация фотовыставк и- оформление детского сада и зала – детские работы, репродукции плакатов- возложение цветов к памятникам героям войны Музыкальные номера: Никита Богословский. Любимый город Александров. Священная война Н. Богословский. Тёмная ночь Е. Петерсбургский. Синий платочек А. Новиков. Смуглянка Альбинони. Адажио Д. Тухманов. День Победы Д. Тухманов. Аист на крыше Ход спектакля: Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить: – Почему нашим людям и нашей стране С только горя пришлось пережить? Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить. Но всё это случилось потом. А сначала … С начала всё было по- другому. Звучит песня «Любимый город» в исполнении Марка Бернеса. На слайдах – довоенные семейные фотографии. Дет и рассаживаются кучками по залу. Четверо детей садятся немного вперёд и рассказывают друг другу свои истории: Дружная у нас семья – отец, мать, мой старший брат Витя и я. Моего брата приняли в школу, а со мной как быть – не знали. По возрасту ну никак я не подходил для первого класса, зато всегда был сообразительным и настойчивым не по годам. Меня сразу во второй класс и приняли! А я всегда мечтал о подвигах… Как мне хотелось быть и моряком- героем, и командиром, и разведчиком. Особенно когда погиб мой отец, бывший матрос флота, мне особенно захотелось стать взрослым. Ведь я – единственный мужчина в семье! А мне очень нравилось отдыхать у бабушки. Она живёт на Чёрном море! Это же настоящее море! ! ! Сколько приключений! ! ! Я всегда родителям письма писал – как мы отдыхаем, купаемся. В письмах я рисовал рисунки – и вот тогда на страницах писем оживали корабли, причудливые города, вырастали диковинные растения… А я, представляете, всегда хотела прыгнуть с парашютом, как мой старший брат…- И как – прыгнула? - Конечно. Представляете – сделала парашют из простыни и прыгнула с самого высокого дерева. - И что же? - Вот и очутилась в больнице. Теперь всё позади. Я снова дома, с родителями. Снова начала ходить, бегать, столько интересного впереди! ! ! ! И вдруг… всё изменилось. Звучит голос диктора: ( дети внезапно встают, замирают, слушают) - Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза! Голос Левитана( запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война»( музыка А. Александ рова, слова В. Лебедева- Кумача) . Сигнал тревоги над страной. Подкрался враг, Как вор ночной. Фашистов черная орда Не вступит в наши города! Можно включить звуки стрельбы, сирены Враг оказался был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Но мы все – и взрослые, и дети, все как один поднял и с ь на защиту с воей Родины. Нашим с олдат ам приш лось нелегко на этой войне, что бы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестоки е бои за каждую деревню, за каждый дом, улицу. А мы… Мы помогали взрослым, как могли – даже на заводы пошли работать. И мечта была одна на всех – победить и выжить. . ( мальчик сидит за столом и «пишет» письмо) В эти дни четырнадцатилетний мальчик Фёдор Быков писал отцу на фронт: « Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград… Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама всё время хочет есть. Хлеба теперь дают мало, мяса вообще нет. Дорогой папа! Бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода Фёдор Быков» Мужчины, юноши, и даже многие женщины ушли на фронт. Женщины и даже дети трудились на заводах. Многие юные девушки переносили тяжёлые посылки, разбирали большое количество почты. Но они прекрасно понимали, что почтовая связь в военное время была «связующей ниточкой» между фронтом и тылом. Письма из дома… Переход к «затишью» На слайде – изображение землянки Звучит песня «Тёмная ночь» в исполнении М. Бернеса Сценка «На привале» Мальчики- солдаты смазывают винтовки, бреются, чистят сапоги, читают письма. Девочки- медсёстры перебинтовывают раненых, скатывают бинты… Тёмная ночь. Не слышна канонада… О любимых своих вспоминают солдаты, Как не хватает в землянке сейчас Нежных, любимых и ласковых глаз… «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко – 4 пары детей танцуют вальс- воспоминание Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки. А песни… Какие песни фронтовые Минувшей созданы войной! В них чувства трепетно- живые Встают безудержной волной. Звучит песня – дети поют её у «землянки» СМУГЛЯНКА – с дирижёром Песни, письма… Война… Нашему городу в истории войны отведено особое место. Ленинград… Блокадный Ленинград… Все дети присаживаются на стулья, трое детей остаются рассказывать истории по слайдам М узыка Альбинони в исполнении оркестра П. Мориа Слайды с изображением жителей блокадного города( все слайды – фотографии только военных лет) Перед нами – страшные картины тех дней. Враг окружил город кольцом блокады. Вглядись в эти фотографии – и ты поймёшь, как жили ленинградцы в блокадную зиму. А в от он, блокадный кусочек хлеба – 125 граммов на весь день! К страшному слову «блокада» прибавилось страшное слово «голод». Ленинградцы слабели, некоторые умирали. Слайд с изображением человека с кусочком хлеба в руках Сейчас это голодный человек придёт домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка хлеба. Ломтик хлеба, кружка кипятка, ложка жиденькой каши – вот весь обед. Он съест его, не снимая шубы и шапки. Почему? Небывалый мороз на улице. И в доме – такой же мороз. Нет отопления, нечем топить печи, нет электричества. Холодно и темно в комнате… Слайд с изображением Дороги жизни Больше двух лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Водители забыли об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои простреленные машины. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим, Ещё не знают на земле Страшней и радостней дороги. О. Берггольц Но всё равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, сахара, овощей… Люди умирают… Слайд. Дети блокадного Ленинграда… Что может быть страшней этих фотографий? Слайд. Об этой девочке знает весь мир – Таня Савичева. Её дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. Это – всего лишь несколько страниц записной книжки. Но в них- 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. В этих записях – голос маленькой девочки. Карандаш царапает, пальцы слабые, не слушаются, словно деревянные. Но чётко подводят итог: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12. 00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. ». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. ». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г. » «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». ( дневник можно сократить, не называя даты) По дороге из Питера к Ладоге «Цветок жизни» — белая каменная ромашка. «Цветок» посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде. Слайд с изображением памятника Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, - здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. На лепестках каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой высечена надпись: «Детям — юным героям Лен инграда» Слайды, поочерёдно изображающие города. Дети, называя каждый свой город, по одному выходят и выстраиваются в полукруг перед зрителями. Не только Ленинград выстоял в этой войне и стал городом- героем. Вот они – города- герои- Москва- Севастополь- Минск- Керчь- Одесса- Мурманск- Смоленск- Тула- Брестская крепость- Новороссийск- Волгоград МЫ – ВЫСТОЯЛИ! Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко. - Мир- это солнечное утро. - Мир- это когда день полон забот. - Мир- это золотые поля и цветущие сады. - Мир- это когда открыты двери школ и садов. - Мир- это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки. - Мир- это когда папа, мама и я рядом. Все. Мир- это жизнь! Танцевальная композиция «Аист на крыше»