Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь.»
В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.
Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.
Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач-
Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке. начиная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и
Кому в зобок, удары кулачками.)
Кому в лапочку.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-
ками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши
Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.)
Помогите сосчитать!
«ИГРУШКИ»
Работа над темпом и ритмом речи
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в
Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все
И веселый Чиполлино, пальчики.)
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно
пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в
Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.)
«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.)
пять,
Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и
гулять. средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми
кормили, пальчиками.)
С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой
катались, руки по ладони левом руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.)
пришли.
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
«Варим суп»
Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам
Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по
И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и
Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.)
Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.)
Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать
головой.)
Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.)
Кто куда! (Руки спрятать за спину.)
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…