Артикуляционная гимнастика
Документы для скачивания
Артикуляционная гимнастика для детей 2- 4 лет Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Артикуляционная гимнастика для детей 2- 3- 4 лет. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков[ С] , [ С’] , [ З] , [ З’] , [ Ц] . 1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы( верхние зубы стоят ровно на нижних) . Удерживать такое положение 5- 7 с. Повторить 4- 5 р. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой( зубы сжаты) . Удерживать так 5- 7 с. Повторить 4- 5 р. 3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево- вправо( сначала нижние, потом верхние) . Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5- 6 движений в каждую сторону. 5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами( т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4- 5 р. 6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4- 5 р. 7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4- 5 р. 8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы( губы – в улыбке, зубы видны) , затем открыть рот снова( язык все время упирается в нижние зубы) . Выполнять под счет до 5. Повторить 4- 5 р. Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков[ Ш] , [ Ж] , [ Ч] , [ Щ] . 1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы( верхние зубы стоят ровно на нижних) . Удерживать такое положение 5- 7 с. Повторить 4- 5 р. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой( зубы сжаты) . Удерживать так 5- 7 с. Повторить 4- 5 р. 3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося « пя- пя- пя …». Повторить 4- 5 раза. 4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз « пя »( «испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку») . Язык не должен двигаться. Рот чуть- чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3- 10 с. Повторить 4- 5 р. 5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы( нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык) . Повторить 3- 5 раз. 6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед- назад, произнося звук, близкий к « бл- бл- бл …». Тянуть этот звук 5- 7 с. Сделав сначала глубокий вдох. 7. «Подуй на чёлку! » — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4- 5 раз. 8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5- 10 с Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков[ Л] , [ Л’] , [ Р] , [ Р’] . 1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы( верхние зубы стоят ровно на нижних) . Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4- 5 р. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой»( зубы сжаты) . Удерживать так 5—7 с. Повторить 4- 5 р. 3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево- вправо( сначала нижние, потом верхние) . Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы( нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы( нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык) . Повторить 3—5 раз. 6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед- назад( до зубов и подальше к горлышку) . Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево- вправо. Зубы( нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее- быстро- медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. 8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5- 10 с( уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка») . Повторить 2- 3 раза. 9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6- 8 раз. 6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед- назад( до зубов и подальше к горлышку) . Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево- вправо. Зубы( нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее- быстро- медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. 8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5- 10 с( уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка») . Повторить 2- 3 раза. 9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6- 8 раз. 6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед- назад( до зубов и подальше к горлышку) . Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево- вправо. Зубы( нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее- быстро- медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. 8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5- 10 с( уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка») . Повторить 2- 3 раза. 9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6- 8 раз. м Картотека дыхательной гимнастики Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики ( для детей с 2- х лет) . Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики » и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. Упражнение 2. НАСОСИК. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту- ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о- о- о- о- ооо, у- у- у- уууу. Упражнение 4. САМОЛЁТ. Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик- самолёт ( малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт ( задерживает дыхание) Жужу- ж у ( делает поворот вправо) Жу- жу- жу ( выдох, произносит ж- ж- ж) Постою и отдохну ( встает прямо, опустив руки) Я налево полечу ( поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу ( делает поворот влево) Жужу – ж у ( выдох, ж- ж- ж) Постою и отдохну ( встаёт прямо и опускает руки) . Повторить 2- 3 раза Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный ( выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький ( присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш- ш- ш) Мышка ходит в гости к мишке ( походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение 6. ВЕТЕРОК . Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу ( руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу ( повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо ( голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх ( голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака ( опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю ( круговые движения руками) . Повторить 3- 4 раза. Упражнение 7. КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте рук и- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так- так- так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. Упражнение 8. ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: « Жу- жу- жу » ( сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж- ж- ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим. . . ) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу ( встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место) . Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое. Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ . Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося « зу- зу » машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу- зу, зу- зу, Косим мы траву. Зу- зу, зу- зу, И налево взмахну. Зу- зу, зу- зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу- зу, зу- зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза. Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по- своему. Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик- так». Повторять 10–12 раз. Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п- ф- ф». Повторить 4–5 раз. Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку- ка- ре- ку». Повторить 5–6 раз. Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая- на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании- выдох. Выдыхая, громко произносить «ф- ф- ф- ф- ф». Повторить 3–4 раза. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая « чух- чух- чух ». Повторять в течение 20–30 с. На турнике. Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки- вдох, палку опустить назад за голову- долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф- ф- ф- ф- ф». Повторить 3–4 раза. Шагом марш! Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага- вдох, на 6–8 шагов- выдох. Выдыхая, произносить « ти- ш- ш- ше ». Повторять в течение 1, 5 мин. Летят мячи. Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у- х- х- х- х». Повторить 5–6 раз. Насос. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону- выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с- с- с- с- с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону. Регулировщик. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р- р- р- р- р». Повторить 5–6 раз. Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки- вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню- выдох. Выдыхая, произносить «у- х- х- х- х». Повторить 4–5 раз. Лыжник. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м- м- м- м- м». Маятник. Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне- выдох, произносить «т- у- у- у- х- х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону. Гуси летят. Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны- вдох, опустить вниз- выдох, произносить «г- у- у- у». Семафор. Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны- вдох, медленно опустить вниз- длительный выдох, произносить «с- с- с- с- с». Повторить 3–4 раза. Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите. 1. Большой и маленький. Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся" ух" , спрятать голову за коленями- показывая, какой он маленький. 2. Паровоз. Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом" чух- чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять- шесть раз. 3. Летят гуси. Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося" г- у- у" . Повторите с ребенком восемь- десять раз. 4. Аист. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося" ш- ш- ш- ш" . Повторите с ребенком шесть- семь раз. 5. Дровосек. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам" прорубить" пространство между ногами. Произнесите" бах" . Повторите с ребенком шесть- восемь раз. 6. Мельница. Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе" ж- р- р" . Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь- восемь раз. 7. Конькобежец. Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося" к- р- р" . Повторите с ребенком пять- шесть раз. 8. Сердитый ежик. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе" п- ф- ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем" ф- р- р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три- пять раз. 9. Лягушонок. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, " квакните" . Повторите три- четыре раза. 10. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите" ау" . Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять- шесть раз. 11. Веселая пчелка. На выдохе произнесите" з- з- з" . Представьте, что пчелка села на нос ( звук и взгляд направить к носу) , на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела. 12. Великан и карлик. Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной! З рительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2- 3 раза в день по 3- 5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо- влево, вверх- вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой( до 4 строк) , а затем переходить к более сложным и длинным. Виды гимнастик По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него. По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида: — с предметами ( например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. ( размер изображенных предметов от 1 до 3 см) . По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д. — без атрибутов ( никакие предметы и плакаты не используются) ; — с использованием специальных полей ( комплекс 73, 74 или изображаются какие- либо цветные фигуры( овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д. ) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. . Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте( над доской, на боковой стене и даже на потолке) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие) ; — с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение( инструменты Анимации) . Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. “Весёлая неделька” гимнастика для глаз — Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. — В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; ( снимает глазное напряжение) . — Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; ( снимает глазное напряжение) . — В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; ( упражнение для снятия глазного напряжения) — По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25- 30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. ( Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) — В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; ( совершенствует сложные движения глаз) — Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый( совершенствует сложные движения глаз) — В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот( расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) — Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо. Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперёд. Тут немного отдохнёт; Шея не напряжена И расслаблена…( Движения повторяются по два раза в каждую сторону) . Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И рассла- а- бле- на… сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова. А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И рассла- а- бле- на… Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится. Физкультминутка для глаз «Глазкам нужно отдохнуть. »( Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть. »( Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут. »( Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много- много раз моргнут»( Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо. »( Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все! »( Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) «Бабочка» Спал цветок( Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее. ) И вдруг проснулся, ( Поморгать глазами. ) Больше спать не захотел, ( Руки поднять вверх( вдох) . Посмотреть на руки. ) Встрепенулся, потянулся, ( Руки согнуты в стороны( выдох) . Взвился вверх и полетел. ( Потрясти кистями, посмотреть вправо- влево. ) МОСТИК Закрываем мы глаза, вот какие чудеса( Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют( Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко( Глазами рисуют букву «О») Вверх поднимем, глянем вниз( Глаза поднимают вверх, опускают вниз) Вправо, влево повернем ( Глазами двигают вправо- влево) Заниматься вновь начнем. ( Глазами смотрят вверх- вниз) СТРЕКОЗА Вот какая стрекоз а- как горошины глаза. ( Пальцами делают очки. ) Влев о- вправо, назад- вперед- ( Глазами смотрят вправо- влево. ) Ну, совсем как вертолет. ( Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. ( Смотрят вверх. ) Мы летаем низко. ( Смотрят вниз. ) Мы летаем далеко. ( Смотрят вперед. ) Мы летаем близко. ( Смотрят вниз. ) ВЕТЕР Ветер дует нам в лицо. ( Часто моргают веками. ) Закачалось деревцо. ( Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево. ) Ветер тише, тише, тише…( Медленно приседают, опуская глаза вниз. ) Деревца все выше, выше! ( Встают и глаза поднимают вверх. ) БЕЛКА Белка дятла поджидала, ( Резко перемещают взгляд вправо- влево. ) Гостя вкусно угощала. Ну- ка дятел посмотри! ( Смотрят вверх- вниз. ) Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой( Моргают глазками. ) И пошел играть в горелки. ( Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем) . ТЕРЕМОК Терем- тере м- теремок! ( Движение глазами вправо- влево. ) Он не низок, не высок, ( Движение глазами вверх- вниз. ) Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. ( Моргают глазами. ) ЗАЯЦ Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. ( Смотрят вверх. ) Только глазками смотри: вверх- вниз, вправо- влево. ( Глазами смотрят вверх- вниз, вправо- влево. ) Ай- да заинька, умелый! Глазками моргает. ( Моргают глазками. ) Глазки закрывает. ( Глазки закрывают. ) Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. ( Прыгаем, как зайчики) . ДОЖДИК Дождик, дождик, пуще лей. ( Смотрят вверх. ) Капель, капель не жалей. ( Смотрят вниз. ) Только нас не замочи. ( Делают круговые движения глазами. ) Зря в окошко не стучи. КОШКА Вот окошко распахнулось, ( Разводят руки в стороны. ) Кошка вышла на карниз. ( Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. ) Посмотрела кошка вверх. ( Смотрят вверх. ) Посмотрела кошка вниз. ( Смотрят вниз. ) Вот налево повернулась. ( Смотрят влево. ) Проводила взглядом мух. ( Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. ) Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. ( Дети приседают. ) Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. ( Смотрят прямо. ) И закрыла их в мурчаньи. ( Закрывают глаза руками. ) КОТ Кот на солнышке сидит, Глаз закрыт, другой закрыт( закрыть по очереди оба глаза) Кот играет в «Жмурки»( крепко зажмуриться) — С кем играешь, Васенька? — Мяу, с солнцем красненьким! ( открыть оба глаза) КАЧЕЛИ Есть качели на лугу: Вверх- вниз, вверх- вниз( посмотреть глазами вверх, вниз) Я качаться побегу Вверх- вниз, вверх- вниз( посмотреть вверх, вниз) ЛУЧИК СОЛНЦА Лучик, лучик озорной, Поиграй- ка ты со мной. ( Моргают глазками. ) Ну- ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. ( Делают круговые движения глазами. ) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. ( Отводят взгляд влево. ) Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. ( Отводят взгляд вправо. ) « Отдыхалочка » Мы играли, рисовали( выполняется действия, о которых идет речь) Наши глазки так устали Мы дадим им отдохнуть, Их закроем на чуть — чуть. А теперь их открываем И немного поморгаем. «Ночь» Ночь. Темно на улице. ( Выполняют действия, о которых идет речь) Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. ( повторить 3 — 4 раза) «Прогулка в лесу» Мы отправились гулять. Шагают на месте Грибы — ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, смотрят вверх Вот грибок растет на пне, смотрят вниз Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх Ежик под кустом шуршит. с мотрят вниз Слева ель растет — старушка, смотрят вправо Справа сосенки — подружки. с мотрят влево Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз. I Комплекс 1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1- 6. Повторить 3- 4 раза. 2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1- 4 и прямо на счет 1- 6. Поднять глаза вверх на счет 1- 4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25- 30 см, и на счет 1- 4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. II Комплекс 1. На счет 1- 4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1- 6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4- 5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. 3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. 4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1- 4 вверх, на счет 1- 6 прямо; затем аналогично вниз- прямо, вправо- прямо, влево- прямо. III Комплекс- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд. - Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль. - Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх- вниз. - Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот. - Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.