Русский язык, открытый урок "Словообразование" (6 класс)
Документы для скачивания
Тема урока: Словообразование.
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Цели:
1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного и словообразовательного анализа слова.
Необходимо:
• обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
• обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
• выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
В.Песков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
Давайте вспомним, как этот раздел называется.
2. Сообщение темы и целей урока.(слайд 1)
3. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
- Запишите эпиграф урока, оформив его как предложение с прямой речью. Постройте схему полученного предложения.
4. Фронтальный опрос.
Перед началом работы проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.
• Что такое словообразование?
• Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
• Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
• Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
• Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
• Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
5. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
6. Тренировочные упражнения.
1) Указать морфемы в словах.(слайд 2)
Земля, земляной, подземелье, земельный, землянка, приземляется, земляная, землеройка.
- Найдите однокоренные слова и формы слов.
2) Игра «Третий лишний». (слайд 3)
-Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.
-
3) Отгадайте слова по их лексическому значению и определите способ их образования (слайд 4)
Женщина, занимающаяся туризмом – туристка (суффиксальный)
Специальная одежда для работы – спецодежда(сложение)
Очень большой – преогромный (приставочный)
Подставка для свечи или нескольких свеч – подсвечник (приставочно-суффиксальный)
Находящийся у моря – приморский (приставочно-суффиксальный)
Летательный аппарат, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок – самолёт (сложение)
Аппарат, передвигающийся по Луне – луноход (сложение)
Помещение для совместного проживания людей – общежитие (сложение)
4) Орфографическая разминка. Одинакова ли орфограмма в словах? (слайды 5-7)
? К..саться
? Прик..снуться
? К..сой
? Соприк..сновение
? К..сательная
? К..сить
? Р..стение
? Прир..стать
? Р..са
? Оро..сить
? Отр..сль
? Выр..щивать
Физкультминутка (слайд 8)
5) Работа с текстом. (слайды 9 -11)
Туристы ра(с,з)п..л..жились на берегу большого озера. На склоне , рядом с обг..релым пнем , они разл..жили свой костер.
Когда последние лучи солнц к..снулись р..стущих вдоль берега деревьев, каша, хотя и слегка приг..релая, была готова.
Туман ра(с,сс)т..лался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрасывали ветки в костер ,
не давая ему дог..реть. Никто (не)соб..рался спать. Так за беседой и прос..дели всю ночь до з..ри.
6) Игра «Составь слово»
А) От глагола ПОНЁС взять приставку, от глагола ДАРИТЬ взять корень, от существительного КРУЖОК взять суффикс. Какое слово получилось? ( ПОДАРОК)
Б) От глагола ПОБЕЛЕЛ взять корень, от прилагательного МАЛЕНЬКИЙ взять суффикс, от прилагательного СИНИЙ окончание. ( БЕЛЕНЬКИЙ)
В) От глагола ПРИШЁЛ взять приставку, от глагола УЛЕТЕЛ взять корень, от глагола ДЕЖИТ окончание. ( ПРИЛЕТИТ)
Г) От глагола ОХОТИТЬСЯ взять корень, от слова ЛЕСНИК взять суффикс, от слова ДОМОМ взять окончание. ( ОХОТНИКОМ)
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово.
1.
Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же - в дневнике я и журнале.
(Оценка)
3.Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
5. Мой корень – родственник сраженья,
Приставка в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
( Забойщик) 2.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как в слове дневник,
Целым я в космос проник.
(Спутник)
4.Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
6. В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
7) Самостоятельная работа с карточками.(слайд 12)
Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…лунение, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…одолеть, пр…выкать, пр…поднять, пр…ступник, пр…поднять, пр…шить, пр…смешной, пр…открыть.
8) Итоги урока.(слайд 13)
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).
— проследили, как словообразование связано с другими разделами.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
9)Домашнее задание: Сочинение-миниатюра на тему «На спортивной площадке» с использованием не менее 8 слов с чередующимися гласными.
10) Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 14)