"Предельные и непредельные углеводороды" (Химия, 10 класс)
Документы для скачивания
Ход урока: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Мотивация: демонстрационный опыт. Ребята, у меня в руке парафиновая свеча. С ейчас мы зажж ем ее и проведем небольшой опыт. Свеча горит, парафин плавится и капли парафина стекают в тарелку с холодной водой. Что происходит? Парафин становится опять твердым. А теперь делаем тоже, но парафин стекает в тарелку с горячей водой. Парафин растворился? Нет? II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ- Как вы думаете: о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( О б углеводородах) . 1. Что такое углеводороды? Углеводороды- это органические соединения, молекулы которых состоят из атомов углерода и атомов водорода. 2. Какие классы углеводородов мы изучали? Мы изучили алканы, алкены, алкадиены и алкины. 3. Назовите классификацию углеводородов. - Какую же роль играют эти углеводороды в жизни человека и в народном хозяйстве? УЧЕНИК: Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей( газ, нефть, уголь) , служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Зн а ть все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерност и, которые применяются в превращении органических веществ. УЧИТЕЛЬ: Д а, действительно, углеводороды играют очень большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества в целом. Вы наверное все наслышаны какую роль играет добыча и реализация углеводородов в Турции и в Сирии, насколько наше благосостояние зависит от котировок на нефтепродукты. Да ва йте теперь дадим общую характеристику этим классам углеводородов. 1. АЛКАНЫ- это предельные углеводороды, в молекулах которых все атомы связаны одинарными связями. Их состав отражает общая формула С n Н2 n+ 2 Строение: алканы имеют незамкнутую цепь, между атомами углерода все связи одинарные Изомерия: для этого класса углеводородов характерна изомерия углеродного скелета Номенклатура: при составлении названия алканов употребляется суффикс –А Н. Основными представителями предельных углеводородов являются метан –С Н4 и этан- С2Н6 Физические свойства алканов зависят от состава их молекул. С увеличением числа атомов углерода в молекулах алканов, изменяется их агрегатное состояние- от газообразных веществ до твердых. Запишите характерную реакцию для АЛКАНОВ СН 4+ С l 2- - - - - - CH 3 Cl+ HCl( реакция замещения) 2. АЛКЕНЫ- это непредельные углеводороды, содержащие в молекуле, кроме одинарных связей, о дну двойную углерод- углеродную связь. Общая формула: С n Н2 n Строение: алкены имеют незамкнутую цепь и одну двойную- С= С- связь Изомерия: для алкенов характерна изомерия углеродного скелета и изомерия положения двойной связи Номенклатура: принадлежность углеводорода к классу алкенов отражает родовой суффикс – Е Н Основными представителями алкенов являются этен С 2 Н4, пропен С3Н6, бутен- 1- С4Н8 Запишите характерную реакцию для АЛКЕНОВ( реакция присоединения) СН2= С Н- СН3+ HCl- - - - - CH 3- CHCl- CH 3 3. АЛКИНЫ – э то непредельные углеводороды, молекулы которых содержат помимо одинарных связей, одну тройную углерод- углеродную связь. Для алкинов характерна общая формула С n Н2 n- 2. Строение: Алкинам свойственна незамкнутая углеродная цепь и наличие одной тройной углерод- углеродной( - С= С- ) связи. Изомерия: Для этого класса углеводородов свойственна изомерия углеродного скелета и изомерия положения кратных связей. Номенклатура: для составления названия алкинов применяется родовой суффикс- ИН. Основным представителем алкинов является ацетилен( этин) - С2 Н2 III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ У читель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов? Учащиеся: Числом атомов водорода. Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой? Учащиеся: Реакции гидрирования или де гидрирования. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗ МЕЖДУ КЛАССАМИ УГЛЕВОДОРОДОВ Учитель: Схематически это выглядит так: 4. ОСУЩЕСТВИТ Ь ПРЕВРАЩЕНИЯ БУТАНА В БУТЕН, А БУТЕНА В БУТИН И НАОБОРОТ. Кроссворд «Предельные углеводороды». По горизонтали: 1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С 3 Н 8. 2. Простейший представитель предельных углеводородов. 3. Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием. 4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 5. Трихлорметан. 6. Название радикала С 2 Н 5 –. 7. Наиболее характерный вид реакций для алканов. 8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях. Если вы правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали должно получиться одно из на званий предельных углеводородов. Ответ. РЕШИТЬ ТЕСТ: ( 1 группа) 1. Вещества с общей формулой С n H 2 n+ 2 относятся к классу: А) алканов б) а лкенов в) алкинов г) алкадиенов 2. Характерной химической реакцией для веществ, имеющих общую формулу С n H 2n, является реакция: А) замещения б) присоединения в) г идрирования г) дегидратации 3. Органическое вещество, обесцвечивающее бромную воду: А) метан б) хлорметан в) пропен г) э тан 4. Для алканов характерны реакции: А) присоединения б) замещения в) о бмена г) дегидрирования 5. Резину получают из каучука: а) и зомеризацией б) поликонденсацией в) вулканизацией 6. Осуществить превращения: С 4 Н 6- - - - С 4 Н 8- - - - - С 4 Н 10 РЕШИТЬ ТЕСТ: ( 2 группа) 1. Вещества с общей формулой С n H 2 n относятся к классу: А) алканов б) а лкенов в) алкинов г) алкадиенов 2. Характерной химической реакцией для веществ, имеющих общую формулу С n H 2n+ 2, является реакция: А) замещения б) присоединения в) г идрирования г) дегидратации 3. Органическое вещество, обесцвечивающее бромную воду: А) метан б) хлорметан в) пропен г) э тан 4. Для алкенов характерны реакции: А) присоединения б) замещения в) о бмена г) дегидрирования 5. Полиэтилен получают реакцией: А) г идрирования б) изомеризации в) поликонденсации г) полимеризации 6. Осуществить превращения: С 4 Н 10- & gt; С 4 Н 8- & gt; С 4 Н 6 Ответы на тест: ( 1 группа) 1. –А 2. - Б 3. –В 4. – Б 5 –В 6. С 4 Н 6+ Н 2= С 4 Н 8 С 4 Н 8+ Н 2= С 4 Н 10 Ответы на тест: ( 2 группа) 1. – Б 2. - А 3. –В 4. –А 5. –Г 6. С 4 Н 10= С 4 Н 8+ Н 2 С 4 Н 8= С 4 Н 6+ Н 2 А теперь, ребята, давайте попрактикуемся в составлении и чтении формул различных классов Углеводородов. Составить формулы следующих углеводородов: Пропана Пропена пропина СН 3- СН 2- СН 3 СН 2= СН- СН 3 СН= С- СН 3 8673465309245 Дайте название следующим углеводородам: СН 3- СН 2- СН 2- СН 3 СН 3 – СН= С Н- СН 3 СН= С – СН 2- СН 3 Бутан Бутен Бутин- 1 Чем объясняется такое многообразие углеводородов? Многообразие углеводородов объясняется- способностью атомов углерода образовывать различные цепи( линейные, разветвленные, замкнутые) ; - образованием между атомами углерода одинарных, двойных и тройныхсвязей; - явлением гомологии и изомерии. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Самостоятельная работа. Напишите молекулярные формулы к названиям веществ данного гомологического ряда. Алкан Алкен C n H 2 n+ 2 C n H 2 n этан, пропан, бутан этен, пропен, бутен- 1 Список органических веществ: этан, пропа н, бутан, этен, пропен, бутен- 1. 2. Влияние углеводородов и их производных на окружающую среду –( экологическое влияние) ? УЧЕНИК: Наряду с тем, что углеводороды необходимы в жизни человека и общества, они наносят так же большой экологический вред. Например, загрязнение рек, огромных территорий при добыче нефти, транспортировке, попадание в атмосферу газообразных углеводородов и их производных- фреонов, аэрозолей, полимеров, композитов, средств бытовой химии, полимеров, лекарственных средств, лакокрасочных изделий, боевых отравляющих веществ, продуктов горения и разложения пластмасс, диоксинов …. Немаловажное значение имеет загрязнение воздуха выхлопными газами в результате использования моторного топлива. Последствия добычи и переработки нефт епродуктов, негативно сказывают ся на экологической обстановке всего мира. Большо й ущерб экологии планеты доставляет использование нефти в качестве топлива, при сгорании в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, сернисты х соединений и оксида азота. Ребята, какие у вас есть предложения по поводу такой экологической ситуации? Как же можно сохранить жизнь на планете Земля? УЧЕНИК: V. Итоги урока: Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались на сегодняшнем уроке? 1. Сегодня мы обобщили свои знания об углеводорода х- алканах, алкенах и алкинах, об их строении, свойствах, и взаимосвязи. 2. Значении углеводородов и их производных в нашей жизни 3. О применении углеводородов в жизни человека и в народном хозяйстве. 4. О пользе углеводородов и вреде, который наносится человеку и окружающей среде от использования углеводородов и их производных. VI. Домашнее задание: выполнить упражнение № 11 стр. 52