a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Отношение современного человека с природой»

Опубликовано: 2016-04-15 15:53:50

Документы для скачивания

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Отношение современного человека с природой» Подготовил: старший воспитатель Григорян Лариса Юрьевна В настоящее время существует некоторое противоречие между целями, задачами экологического образования дошкольников и определением его содержания. Это противоречие проявляется в выборе объектов и методик. Оно заключается в том, что декларируемые цели и задачи экологического образования базируются на новой, экологической парадигме би о- ( эко- ) центризма, а отбор содержания и методик для экологического образования дошкольников нередко производится на основе старой, антропоцентрической парадигмы( под парадигмой понимается общий подход к решению наиболее важных проблем в определенной области) . Разрешение этого противоречия связано, прежде всего, с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и каждого человека в отдельности, уходом от потребительского подхода к окружающей среде. Такой подход выражается в существовании ряда широко распространенных стереотипов. Какие же стереотипы проявляются в содержании экологического образования дошкольников? Один из них, как отмечает Н. А. Рыжова, что «человек – царь, хозяин природы». Данный стереотип был наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50 – 80 – х годов. В соответствии с данным стереотипом человек рассматривается как мера вещей, а объекты окружающей природы – прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей. До сих пор в экологическом образовании дошкольников распространена классификация живых организмов на «вредных, опасных и полезных» основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение, прежде всего, к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно. Дети получают от воспитателя информацию о том, что бабочки красивы, нуждаются в бережном отношении, а гусеницы( стадия развития бабочки! ) – вредны, их нужно уничтожать. Такое разное отношение к бабочкам и гусеницам широко распространено в дошкольной литературе и является примером проявления старой парадигмы. С позиции экологии) листья растений, гусеницы( бабочки) , птицы являются звеньями одной пищевой цепи, и каждый из них выполняет свою роль в природе. 6. Почему появилось выражение «вредных», «полезных»? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тех же, кто создает какие – либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком «вредные». Все «вредные» животные куда попадают и многие хищники, растения( сорняки) так или иначе, конкурируют в борьбе с человеком за жизненные ресурсы. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к словам «плохой», «хороший». И слово «вредный» они отождествляют со словом «плохой», «нехороший», «непослушный», ведь и сам ребенок иногда слышит в свой адрес: «Какой ты вредный! И когда ты только исправишься и будешь вести себя нормально? ! » Иногда за «вредность» наказывают и физически. Значит, «вредные» животные в чем – то виноваты и должны, с точки зрения ребенка, «исправиться», «стать хорошими»; в противном случае «их накажут». В результате такого подхода дошкольники делают вп олне логичные выводы, говорит Наталья Александровна чем меньше «вредных» животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране. В естественных экосистемах все виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на, вредных и полезных бессмысленно. Еще один стереотип, о котором говорит Н. А. Рыжова «нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу», «природа кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни». Если следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! В результате такого «экологического воспитания» у дошкольников усиливается потребительское отношение к окружающему миру, формируется представление о необходимости бережного отношения только к объектам природы, имеющим практическое значение, и необязательности такого отношения к «бесполезным» для него объектам, что противоречит формированию представлений о самоценности всех видов без исключения. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но, прежде всего, сказать о самоценности природы, а лишь затем – о том, как мы ее используем. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического образования дошкольников. С позиции( экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все живые организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель – показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Формирование чувства ответственности у дошкольника, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах. Только в том случае информация будет лично значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы( в том числе и живой) , эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения. Задача знакомства с правилами поведения в природе – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения. Следовательно, природоохранные знания должны трансформировать в поведенческие установки и отношение к природе. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя правильно не только в лесу, но и в своем городе, в поселке, в доме. Экологические знания- не самоцель, но они способствуют формированию у ребенка определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка.

Оставить комментарий: