Разработка урока для 5 класса"Что я знаю о песне"
Документы для скачивания
План урока по музыке в 5 классе
Тема: «ЧТО Я ЗНАЮ О ПЕСНЕ?»
Цели: сформировать представление о песне как истине и вершине музыки;
показать главенствующую роль песни в жизни человека;
через песню развивать духовно-нравственные ценности.
Музыкальный материал:
р.н.п. «Во поле берёза стояла», презентация
обработка р.н.п. «Иван-купала»
песня «Детство-это я и ты»
муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва - «Волшебник-недоучка»
песня «Пусть всегда будет солнце»
Ход урока.
-Распевка-приветствие: преподаватель: «здравствуйте» (по звукам трезвучия вниз)
учащиеся: «здравствуйте» (поступенно вниз от звука соль )
Введение новой темы.
1 Чтение отрывков из школьных сочинений о значении музыки, песни в жизни человека, написанные учащимися в 2008-2009 уч.году.
-. «…что такое песня?-задала опять я себе вопрос. Песня-это стихи под музыку. Её нужно писать с вдохновением. Каждое слово должно быть каким –то необычным, волшебным. Тут я поняла, что музыка и песня тесно связаны. …Если писать музыку в плохом настроении, ничего не получится. Так же и с песней. Главное ведь-вдохновение!...»
«…музыка как родная мать или Родина, если ты не слушаешь музыку, то как будто у тебя ничего нет. Музыка-это самое хорошее настроение, становится радостно на душе, как будто ты в раю, на облаках. Музыка-это хорошие мысли, чувства, ощущения. Музыка-это всё хорошее настроение, но и некоторым-это лучшее чувство!...»
«Когда я выходила на улицу, там тоже что-то пело: пение птиц, журчание – это ведь тоже какое-то пение, и говорится о том, что даже птицы и те поют. …»
«Песня это что-то величественное!... Солдатам на фронте помогали наши песни «Катюша» и многие другие. Без них может эта война окончилась бы не очень хорошо для нас. Песни мне нравятся со смыслрм, о том, что происходит в нашей жизни…
Песня может быть разной,
Медленной и своеобразной.
И не важно ,кто ты есть
В круге песни место есть…»
-. «Музыка – это такое чудесное изображение человека. Музыка- это необъяснительная вещь. Музыку можно придумать о чём угодно…Музыку нельзя объяснить, но её можно спеть, музыку нельзя сравнить ни с чем. Музыка-это краска.»
«В далёком детстве я услышала рус. нар. песни. Песни стихов. И я поняла, что не могу жить без музыки. Меня вдохновляет, воодушевляет и появляется такое чувство, даже хочется летать. Из музыки я научилась петь и танцевать. Я чувствую музыку, а она чувствует меня. Музыка-это моё, я понимаю её с самого раннего детства. Ощущение, что на свете только я и музыка.
Люди все на свете
Любят музыку одну
Дорогая и единственная
Неповторимая и любимая
За это я её люблю.»
< Работа по теме урока.
–чему учит песня?
-какое значение имеет в песне текст?
-распевание на примарном тоне на слова «да», «дэ», «ди», «до», «ду». Затем продолжить по полутонам вверх. Важно следить за правильным дыханием , с опорой на диафрагме и в резонаторах.
-распевка, построенная на поступенном движении вверх и вниз интервалов б2, б3, ч5 словами «до», «ре», «ми», «фа», «соль». Распевка развивает дыхание, активизирует артикуляционный аппарат.
-Обратить внимание на лёгкость исполнения, акцентирование 1-й доли, на динамику во фразах.
-Пропевание 2-го куплета ярче в соответствии с содержанием текста.
-Какие основные мысли заложены в содержании этой песни?
( О всемирной дружбе, о радостном безвоенном детстве).
-Обратите внимание на красивую мелодию и большое количество эпитетов.
-Песня-это исток и вершина музыки. Она – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня- выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни. Народная музыка была значительной частью жизни и рождалась в игре, обряде, шествии, труде, поэтому она неотделима от танца, движения, жестов, закличек, мимики. Народная песня отражала радость, веселье, печаль, тоску…широко применялась в обрядах.
Вопросы:
1).Что вы слышали об этом обрядовом празднике?
2).Определите характер прозвучавшей песни.
3).Какие народные инструменты вы услышали?
4).Какова роль ритма в данной обработке?
5).Слияние каких направлений вы смогли услышать?
6).Должны ли мы ценить, любить свою культуру, свои народные корни?
7).Как должны мы относиться к культуре других стран и народов?
-Определение юмористического характера этой песни.
-дети, говоря о содержании данной песни, приходят к убеждению, что всегда надо учиться и доучиваться, чтобы гроза не превращалась в козу…
-Даётся определение песне как гимну детства, солнцу, маме, миру.
Вопросы:
1).Какое чувство развивает эта песня? (патриотизм).
2).В каком характере должна она звучать? (призывно, маршеобразно).
Итог урока.
-Какое значение в жизни человека, общества имеет песня?
-Какие именно качества развивает песня?
-Какие основные критерии должны быть при выборе репертуара?