a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

план урока "Что стало бы с литературой, если не было бы музыки"

Автор: Кудакова Белла Мурадиевна Опубликовано: 2016-04-15 16:12:49

Документы для скачивания

План  урок по музыке в 5 классе учитель

(разработала Кудакова Б.М)

 

Тема:  «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

 

 

Тема: «Музыка в баснях».

 

Цель: Дать определение квартету, знакомство с произведением А. Бородина

 Задачи:

  1. Познакомить с разновидностями квартетов: струнный, вокальный.
  2. Дать почувствовать, что  исполнение музыкального произведения требует внимательного отношения друг к другу (проигрывание басни «Квартет» по ролям).
  3. Расширить кругозор учащихся.
  4. Обогатить словарный запас .

Оборудование: Персональный компьютер, баян, учебник  «Музыкальное искусство» для 5 класса, презентация «Квартет», тест.

Ход урока:

   На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ – пение без слов.

   Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат литературные произведения, такие которые предназначены для постановки на сцене  (литературно-драматические произведения). Какие балеты-сказки и оперы-сказки  вы знаете? (Садко, Конёк-горбунок, Золушка)

 -  Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также нужна

музыка?  Как вы думаете?  (ответы детей)

-  Вы абсолютно правы, прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы не написали поэты всего мира, - остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили  для них музыку.

  - Все помнят песню «Во поле берёзка стояла» ?

 -  Давайте попробуем не спеть, а прочитать как стих. (дети пробуют прочитать слова песни без пения)

  - Что произошло с песней? ( ответы детей).  Она как - будто потеряла жизненную силу, в ней стало чего – то не хватает.

 

Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песни. Писателями и поэтами написано много разных литературных произведений,  в которых  рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится  « главным действующим  лицом». Это прежде всего сказки . Давайте вспомним сказки, герои которых поют.( «Колобок», «Волк и семеро козлят»… и т. д.)

 -  Но музыка звучит не только в сказках. Как одним словом  можно назвать  эти произведения : «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Кукушка и петух»? (басни)

 -  Нередко главным героем басен  бывает музыка. Вспомним очень интересную и для нас очень полезную басню Крылова  «Квартет» (читаю басню).

   Тест.

2 .Из каких инструментов состоит квартет в басне?

-Теперь, когда мы вспомнили, какие инструменты называют струнными - смычковыми, давайте прочитаем басню «Квартет» по ролям. (проигрываем басню со всеми движениями, используя три фрагмента «хаотической» квартетной музыки)

-Понравилась ли вам эта музыка? Можно ли вообще назвать это музыкой?

-Что необходимо, чтобы исполнять музыку? ( знать ноты, умение играть на музыкальном инструменте, умение слышать себя и того кто сидит рядом, уважая тех, кто слушает, не браться за то, что не умеешь)

 

-Так как мы не музыканты, мы исполним квартет доступными нам средствами: бас – топает, альт – хлопает, скрипки – стучат карандашом. ( исполняем квартет на песне «В траве сидел кузнечик» )

-Мы  прочитали басню Крылова, сами попробовали сыграть квартет, а теперь пришло время послушать настоящую музыку, в исполнении настоящих музыкантов. ( слушаем   А.Бородин Второй квартет фрагмент 3 части без объявления названия и имени автора)

-Звучание каких инструментов вы услышали? (варианты ответов детей)

-Какая эта музыка по характеру? ( спокойная, умиротворённая)

-Что хочется делать, слушая эту музыку, а что не хочется? Почему?

-Какие картины природы вы представляете себе, слушая это произведение?

-Повторим: кто автор этого произведения, как оно называется, на каких инструментах исполняется?

А теперь вспомним всё, что мы знаем о струнном квартете и инструментах входящих в него. ( презентации как обобщение урока)

 

Оставить комментарий: