план урока "Что стало бы с литературой, если не было бы музыки"
Документы для скачивания
План урок по музыке в 5 классе учитель
(разработала Кудакова Б.М)
Тема: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Тема: «Музыка в баснях».
Цель: Дать определение квартету, знакомство с произведением А. Бородина
Задачи:
- Познакомить с разновидностями квартетов: струнный, вокальный.
- Дать почувствовать, что исполнение музыкального произведения требует внимательного отношения друг к другу (проигрывание басни «Квартет» по ролям).
- Расширить кругозор учащихся.
- Обогатить словарный запас .
Оборудование: Персональный компьютер, баян, учебник «Музыкальное искусство» для 5 класса, презентация «Квартет», тест.
Ход урока:
На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ – пение без слов.
Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат литературные произведения, такие которые предназначены для постановки на сцене (литературно-драматические произведения). Какие балеты-сказки и оперы-сказки вы знаете? (Садко, Конёк-горбунок, Золушка)
- Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также нужна
музыка? Как вы думаете? (ответы детей)
- Вы абсолютно правы, прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы не написали поэты всего мира, - остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили для них музыку.
- Все помнят песню «Во поле берёзка стояла» ?
- Давайте попробуем не спеть, а прочитать как стих. (дети пробуют прочитать слова песни без пения)
- Что произошло с песней? ( ответы детей). Она как - будто потеряла жизненную силу, в ней стало чего – то не хватает.
Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песни. Писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится « главным действующим лицом». Это прежде всего сказки . Давайте вспомним сказки, герои которых поют.( «Колобок», «Волк и семеро козлят»… и т. д.)
- Но музыка звучит не только в сказках. Как одним словом можно назвать эти произведения : «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Кукушка и петух»? (басни)
- Нередко главным героем басен бывает музыка. Вспомним очень интересную и для нас очень полезную басню Крылова «Квартет» (читаю басню).
2 .Из каких инструментов состоит квартет в басне?
-Теперь, когда мы вспомнили, какие инструменты называют струнными - смычковыми, давайте прочитаем басню «Квартет» по ролям. (проигрываем басню со всеми движениями, используя три фрагмента «хаотической» квартетной музыки)
-Понравилась ли вам эта музыка? Можно ли вообще назвать это музыкой?
-Что необходимо, чтобы исполнять музыку? ( знать ноты, умение играть на музыкальном инструменте, умение слышать себя и того кто сидит рядом, уважая тех, кто слушает, не браться за то, что не умеешь)
-Так как мы не музыканты, мы исполним квартет доступными нам средствами: бас – топает, альт – хлопает, скрипки – стучат карандашом. ( исполняем квартет на песне «В траве сидел кузнечик» )
-Мы прочитали басню Крылова, сами попробовали сыграть квартет, а теперь пришло время послушать настоящую музыку, в исполнении настоящих музыкантов. ( слушаем А.Бородин Второй квартет фрагмент 3 части без объявления названия и имени автора)
-Звучание каких инструментов вы услышали? (варианты ответов детей)
-Какая эта музыка по характеру? ( спокойная, умиротворённая)
-Что хочется делать, слушая эту музыку, а что не хочется? Почему?
-Какие картины природы вы представляете себе, слушая это произведение?
-Повторим: кто автор этого произведения, как оно называется, на каких инструментах исполняется?
А теперь вспомним всё, что мы знаем о струнном квартете и инструментах входящих в него. ( презентации как обобщение урока)