Игры по изобразительной деятельности
Документы для скачивания
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО часть 1 Д/ И «Угадай, что получится? » Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому- то первому из детей начать изображать предмет( линию) , но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что- нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто- нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по- своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение. Д/ И «Волшебная палитра» Цель: Развивать чувство цвета. Материал: Гуашь. Палитра. Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце( от оранжевого к красному цвету) , как желтеют листья осенью( от зелёного к жёлтому) . Д/ И «Чего на свете не бывает? » Цель: Развивать творческое воображение. Материал: Цветные карандаши. Бумага. Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Д/ И «Что это может быть? » Цель: Разви вать воображени е. Материал: Гуашь. Палитры. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Д/ И «Расскажи об их настроении» Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение. Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши. Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом. Д/ И «Поможем художнику» Цель: Развивать творческое воображение. Материал: Цветные карандаши. Бумага. Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине. Д/ И «Придумай сам» Цель: Развивать воображение, фантазию. Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю. Д/ И «Волшебные картинки» Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета. Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши. Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки. Д/ И «Веселая палитра» Цель: Развивать чувство цвета. Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов. Задание: Назови каждую кар тинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный- лимон. . . ( и т. д. ) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? ( Оранжевый. ) Но можно сказать и по- другому- морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? ( Фиолетовый, или иначе- сливовый. ) Чем желтый цвет отличается от лимонного? ( Лимонный- это оттенок желтого с легкой примесью зеленого. ) Д/ И «Клубочки» Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами. Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши. Задание: Педагог пр едлагает детям рассмотреть картинку, на которой к отенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами. Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует. Д/ И «Симметричные предметы» Цель: З акреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара. Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии. Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия. Д/ И «Веселый гном» Цель: Н аучить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета. Материал: К артинка с изображен ием гном а с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на ри сунок и менять в руках у гнома. Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать. Д/ И «Чудесный лес» Цель: Н аучить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Материал: Л исты бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цвет ные карандаши. Задание: Педагог раздает детям листы бума ги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю. Д/ И «Перевертыши» Цель: У чить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета. Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой. Д/ И «Составь портрет» Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции. Материал: Р азнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши. Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет. Определить настроение и нарисовать портрет. Д/ И «Подводный мир» Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей. Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель. Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира. Д/ И «Нарисуй теплую картинку» Цель: У точнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину- образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. Д/ И «Кто нарисует больше предметов овальной формы? » Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисо вы вать изображения. Материал: К арточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. Д/ И «Витражи» Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы. Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь. Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО часть 2 Д/ И «Замок» Цель: Развивать чувства формы. Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку. Д/ И «Цвета вокруг нас» Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. У пражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах. Задание: Педагог назыв ает какой- либо цвет, а ребенок находи т предмет такого цвета в окружающем интерьере. Д/ И «Подбери цвет и оттенок» Задачи: Закреплять представление о цвете и отт енках знакомых овощей и фруктов. У пражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно- красный, светло- зеленый и др. Задание: П едагог показывает картинку с изображением овощ а или фрукт а и просит назвать его цвет или оттенок. Д/ И «Теплые и холодные краски» Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах. Задание: 1– й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными. 2- й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов. Д/ И «Художники волшебники» Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков. Материал: Бумага. Акварель. Задание: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой( бумага должна находиться в стадии высыхания) , кистью рисую три лепестка малиновой краской( цветы получаются расплывающимися) , потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри! ». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы. Д/ И «Наряди ёлочку» Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Использовать названия оттенков цвета в речи. Материал: Картинка с нарисованной заранее елочкой. Гуашь. Палитры. Задание: Педагог предлагает ребенку нарядить елочку разноцветными игрушками( шары за красить красным цветом, бусы- синим и т. д. ) . Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка. Познакомьте ребенка с оттенками цветов( светло- красный, темно- синий и т. д. ) . Д/ И «Палитра» Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре. Материал: Гуашь четырех цветов( белого, желтого, красного и синего) . Палитры. Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета. Д/ И «Палитра художника» Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации. Материал: Гуашь белого, к расного, желтого и синего цвета. Палитры. К нижные иллюстрации. Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника. Д/ И «Радуга» Цел ь: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре. Материал: Гуашь белого, к расного, желтого и синего цвета. Палитры. Л исты бумаги с недорисованной радугой. Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги( каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д. ) . Д/ И «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» Цель: Закреплять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме. Материал: Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Цветы и фрукты», М. Асламазян «Ереванки», А. В. Шевченко «Натюрморт с кувшином и яблоками», П. Сезанн «Натюрморт с персиками и грушами», И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечой», Ф. Л. Толстой «Ягоды красной и белой смородины», Г. Курбе «Натюрморт», И. И. Левитан «Весна. Большая вода». Задание: 1- й вариант: Найти картины, написанные только в теплой гамме( или холодной) . 2- й вариант: Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме. Д/ И «Убери лишнюю» Цель: Уточнить представления детей о натюрморте. Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа. Задание: Педагог предлагает детям п осмотреть внимательно на картины и отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми. Д/ И «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине. Материал: Репродукция одной картины( у каждого ребенка своя) . Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги. Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы. Д/ И «Любопытная змейка» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу( две параллельные линии) по ее краям – деревья( зелеными точками) . А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что- то интересное( она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т. д. , не пропуская ни одного) Д/ И « Змея» Цель: Развивать воображение, творчество, умение действовать по очереди. Материал: Нарисованная большая змея. Краски. Задание: Педагог предлагает детям разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т. д. Д/ И «Лужок с цветами» Цель: Развивать воображение, творчество. Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью. Д/ И «Волшебные картинки» Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение. Материал: Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми мелками, сверху — черной гуашевой краской( лучше смешать ее с тальком, чтобы краска не скатывалась) . Задание: Каким- нибудь острым предметом( например: пустой шариковой ручкой) процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа. Д/ И «Железная дорога» Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение. Материал: Нарисовать фломастером поезд. Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда животных. Д/ И «Вязание карандашом» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, цветные карандаши. Задание: Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями( петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего) . Дети «вяжут» шарф из черных ниток( простой карандаш) , шапочку из цветных ниток( цветные карандаши) . Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие. Д/ И «Волшебные линии» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты геометрических фигур. Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т. д. Затем каждую часть контура( геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях( вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево) . Д/ И «Объемная штриховка» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Задание: В центре листа бумаги ставится точка и от нее рисуются три луча: вертикальный, горизонтальный, по диагонали. Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча. Дети убеждаются: с помощью штриховки можно получить объемное изображение. Используемая литература: 1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – М. , 2001. 2. Т. С. Комарова, А. В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». – М. , 2005. Ресурсы: http: / / nattik. ru; http: / / stranamasterov. ru( Сергеенко Елена) ; http: / / nsportal. ru( Леденева Наталья) .