Деловая игра для родителей подготовительной группы. "Готовность к школе"
Документы для скачивания
Халилова Гульнур Алимовна МАУДО « Детский сад №7» Задание №4 по разделу «Модуль работы с родителями» Деловая игра для родителей подготовительной группы. " Готовность к школе" Описание: Большинство родителей будущих первоклассников испытывает тревожность и волнуется за своих детей. Всем хочется, чтобы дети успешно преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием. В ходе данной деловой игры родители смогут определить как помочь детям при подготовке к школе. . Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи деловой игры: - познакомить родителей с видами психологической готовности детей к обучению в школе, - способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе. Ход деловой игры: Воспитатель: Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые папы и мамы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточно й психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? 1. Воспитатель: Итак: мне хотелось бы задать вам вопрос: Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, идеальный первоклассник? ( 3- 5 минут) ( родители называют качества, записывать – маркером на ватмане) Качества: - учебная мотивация, - произвольность, - определенный уровень развития психических процессов, - умение взаимодействовать с другими детьми … Обсуждение. 2. Анкета для родителей «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ? » Инструкция: Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? ». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе. Посмотрите сколько у вас галочек. 15- 18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы. 10- 14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий. 9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. 3. Воспитатель: : Возникает вопрос: для чего это нужно уметь? Чтобы на него ответить нужно подумать: Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он отправляется в школу? Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им. Возникают отношения «ученик – учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, что достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых. Таким образом, поступление в школу – трудный, переходный период. 4. Воспитатель: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «Психологическая готовность к школе»? Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: - интеллектуальную готовность; - мотивационную готовность; - волевую готовность; - коммуникативную готовность. Интеллектуальная готовность. Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6- 7 годам ребенок должен знать: - свой адрес и название города, в котором он живет; - название страны и ее столицы; - имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; - времена года, их последовательность и основные признаки; - названия месяцев, дней недели; - основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать диких и домашних животных, понимать, что бабушка – это мама отца или мамы. Иными словами, он должен ориентироваться во времени и пространстве, и совеем ближайшем окружении. Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются с детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6- 7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. Волевая готовность. Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельности и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. 5. Воспитатель: У читывая все выше сказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу готовить ребенка к школьному обучению, а поинтересовались его желаниями – это, во- первых, во- вторых- нужно определить уровень сформированности психических процессов. Итак, мы рассмотрели все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, определили, что нового возникает в жизни ребенка, когда он становится первоклассником. Теперь я предлагаю разделиться на 4 команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию( подготовка 10 минут) . После каждого выступления проводится обсуждение. 1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что- то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то, что другие». 2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный словарный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу. 3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. 4 ситуация. Мама Марины рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть очень нелегко». 6. Воспитатель: П одводятся итоги деловой игры и организуется среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе. : И в конце хотелось бы сказать о самом главном: Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Приложение 1 Анкета «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ? » Инструкция: Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе. 1 Х очет ли Ваш ребенок идти в школу? 2 Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? 3 Может ли он заниматься самостоятельно каким- либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собрать конструктор? 4 Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? 5 У меет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений? 6 Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7 Умеет ли он изменять существительные по числам( ед. ч. , мн. ч. ) ? 8 Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами? 9 Умеет ли он считать до 10 и обратно? 10 Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11 Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую руку»? 12 Л юбит ли он рисовать или раскрашивать картинки? 13 Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? 14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? 15 Знает ли Ваш ребенок названия диких или домашних животных? 16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним ловом «овощи» помидоры, лук, морковь? 17 Л юбит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д. ? 18 Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? Приложение 2 Родител ям будущих первоклассников Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: - интеллектуальную готовность; - мотивационную готовность; - волевую готовность; - коммуникативную готовность. Интеллектуальная готовность. Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6- 7 годам ребенок должен знать: - свой адрес и название города, в котором он живет; - название страны и ее столицы; - имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; - времена года, их последовательность и основные признаки; - названия месяцев, дней недели; - основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать диких и домашних животных, понимать, что бабушка – это мама отца или мамы. о кружении. Иными словами, он должен ориентироваться во времени и пространстве, и совеем ближайшем окружении. Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6- 7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. Волевая готовность. Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Как вести себя, когда ребенок выполняет задания • Б удьте спокойны, говорите четким, громким голосом. • Показывайте что вам интересно работать с ребенком – не нужно заниматься параллельно другими делами( читать газету, смотреть телевизор) • Не высказывайте ребенку в категоричной форме замечания( «Нет, ты опять делаешь не так», «Сколько раз тебе повторять, как нужно рисовать») . • Хвалите ребенка, если он выполняет задания правильно( «Молодец, у тебя так здорово получается») • Если в начале занятия ребенок был активен, но через 10 минут стал зевать, проведите физкультминутку. Посоревнуйтесь: кто выше прыгнет, кто дольше простит на одной ноге. • Если ребенок отказывается выполнять задания, говорит, что не хочет заниматься, не нужно тотчас делать вывод, что ваш ребенок – лентяй. Нужно разобраться почему он так говорит. Занятия нельзя проводить: • Когда ребенок болен, переутомлен, чрезмерно возбужден; • Когда вы сами находитесь в том состоянии, когда нет ни желания, ни сил; • Когда нет условий для занятия: есть посторонний шум, очень холодно или жарко, недостаточное освещение, нет рабочего места; • Когда ребенок не хочет заниматься: увлекся игрушками, смотрит мультфильм и т. п. ; • После еды, водных процедур. Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.