"Заикание"
Документы для скачивания
Заикание На вопрос: «От чего ребенок начал заикаться? », родители чаще всего отвечают: «От испуга». Но на протяжении своего детства каждый ребе нок обязательно переживает испуг, причем не единожды, однако заика ются далеко не все «испугавшиеся». Испуг лишь «запускает» уже наме тившийся процесс. Заикание не обязательно возникает внезапно, часто складывается постепенно, так что его начало легко пропустить. Поэтому, начиная с трех лет, внимательно наблюдайте за речью ребенка, особенно если он предрасположен к заиканию. Выявление предрасположенности к заиканию. Признаки предрасположенности: Наличие случаев заикания в семье, в роду. Присутствие в окружении ребенка заикающегося человека, чьей речи он может подражать. Леворукость. Повышенная нервозность. Тики. Особенности речи: Бурное развитие речи: как раннее( около двух лет) , так и позднее( в три года и позже) . В эти моменты обычно и стартует заикание. Ускоренный темп речи. Излишне высокий голос. Назализация произношения( речь в нос) . Начало речи с твердой атаки( голос «включается» с отрыви стого и зажатого горлового звука) . Быстрый и глубокий вдох перед началом речи. Захлебывающаяся речь. Запинки и сбои в речи. Общая напряженность мышц тела: Зажат плечевой пояс, плечи приподняты. Шея напряжена, голова «задвинута» назад, иногда до образо вания «второго подбородка». Напряжения мимических мышц, которые распространяют ся на мышцы губ и щек( то есть на органы речи) , что провоци рует судорожные запинки. Поверхностное ключичное дыхание. Для речи необходимо дыхание нижней частью грудной клетки( нижнереберное или брюшное) . Ребенок держится прямо и напряженно, будто палку прогло тил. Психологические особенности: Склонность к лидерству. Истерические реакции при невозможности достичь желае мого. Конфликтность. Недоверчивое отношение к людям. Итак, к заиканию предрасположены дети, склонные к лидерству- не только те из них, которые по каким- то причинам не могут добиться гла венствующего положения в своем окружении. Если ребенок с младенчества проявляет лидерские качества, его нужно правильно воспитывать. Баловать его нельзя — иначе его потреб ность в лидерстве превратится в бесконтрольный напор, нацеленный на получение желаемого любой ценой. Но нельзя и воспитывать чересчур строго — тогда эта же черта примет характер упрямства, упорства, будет порождать реакции протеста и негати визма. Поэтому с ребенком- лиде ром желательно придерживаться золотой середины: не баловать, но и не проявлять чрезмерной строгости.