Тема: «Через движение и игру – к лучшей жизни!»
Документы для скачивания
Инструктор по физической культуре
I квалификационной категории
Корнева Любовь Александровна
Дети – это самая большая ценность на земле. То, во имя чего мы живем. Поэтому мы, педагоги, должны так организовать свою работу, чтобы нашим детям было комфортно в этом мире, помочь им увидеть вокруг себя прекрасное, понять окружающий их мир и самих себя, свое место в этом мире.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Здоровью нет цены. Здоровые дети – это будущее нашей страны. А сегодня, в эпоху 21 века, проблема здоровья актуальна, как никогда. Стране нужны личности здоровые, гармонически развитые, актуальные, творческие. Но за последние годы состояние здоровья детей значительно ухудшилось. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет лишь 10%.
Понимая огромную ответственность за сохранение здоровья малышей, я, наряду с традиционными методами работы, стала искать новые перспективные направления в их оздоровлении. Поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел меня к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко. И об этом говорит профессиональное кредо, которое взято автором к своему пособию:
«Физическое воспитание есть огромный прекрасный, но
Таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью».
И действительно Н.Н.Ефименко создал новую систему физического воспитания, которую можно назвать «Комплексной педагогикой жизни». А сокращенно он ее назвал стиль «Компеджи». В основу этого стиля он положил двигательно-игровую активность детей, которая умело должна направляться педагогом.
Оздоровительная направленность занятий заложена в логике чередования основных двигательных режимов: от лежачего к прыжковому.
Такое построение занятия сначала меня немного насторожило, так как меняло полностью представление о традиционных занятиях. Но посетив ряд авторских семинаров, вникнув в сущность его методов я убедилась в том, что они эффективны, понятны и интересны детям.
Необычность, нетрадиционность состоит в том, что в основу занятий положена «физкультурная сказка», позволяющая тренировать тело, развивать интеллект дошкольника и разнообразные духовные качества. Дети играют, и в процессе ненавязчивой двигательно-игровой деятельности получают массу интересной информации из биологии, астрономии, экологии, этики, знакомятся с профессиональной спецификой. О познавательном содержании занятий можно судить по названиям тем: «Спешим на помощь», «Любознайки», «Звон золотых монет», «На болоте», «По Дону на лодках», «В дебрях Амазонки», «Неживая природа» и т.д. В это же время, каждое занятие несет оздоровительную направленность.
Прежде, чем приступить к использованию в своей работе чудо – упражнений, я составила перечень тематических игр – перспективных игровых направлений. Вот некоторые из них: «В мире животных», «В мире сказок», «Времена года» и т. д. Следуя рекомендациям Н.Н.Ефименко, каждую игру я подразделяю на несколько ситуационных мини-игр.
СМИ – это тема отдельного занятия, отдельная интересная физкультурная сказка, увлекающая детей, радующая их. Каждая сказка состоит из упражнений, имеющих образные названия. Так, сказка «Времена года» состоит из таких интересных упражнений, как: «Почки распустились», «Лучики», «Радостное ожидание», «Росточки удлиняются» и др. Дети не просто выполняют их, а как-бы сливаются с природой, становятся ее частью. Они вызывают у детей определенные ассоциации и заставляют играть внутренне избранный образ. Толчком к возникновению ассоциации служит подготовленное мною игровое пространство, которое создается атрибутами: обручи, кегли, солнышко, кустики, цветы на поляне и т.д.
Конечно, проводить такие занятия мне сразу было трудно. Приходилось осваивать постепенно. Начала с утренней гимнастики и один раз в две недели проводила физкультурное занятие. В настоящее время большую часть занятий и утреннюю гимнастику я провожу по системе Н.Н.Ефименко в форме физкультурных сказок, создавая такие двигательно-игровые условия, при которых дети естественным образом переходят из состояния покоя к состоянию психофизической работоспособности.
Хочу с уверенностью сказать, что дети занимаются с большим удовольствием т. к. они не учатся, а играют. Дети получают радость от удовлетворения естественной потребности двигаться и от познания окружающего мира.
Играйте с детьми – и они станут здоровее, умнее и счастливее!
План-конспект занятия по физической культуре
Тема занятия (СМИ) «Спешим на помощь»
Преобладающий основной двигательный режим (ПОДР) – беговой.
Задачи: 1.Содействовать разумному физическому развитию ребенка, повышать общую жизнестойкость организма, предупредить различные отклонения в здоровье детей.
2.Коррекция дыхательной, сердечно-сосудистой системы за счет чередования бега, ходьбы.
3.Учить преодолевать «двигательные страхи».
4.Развивать ловкость, быстроту.
5.Создать двигательно-игровые условия для формирования бега как основного вида движения.
6.Воспитывать дружбу, сострадание, смелость.
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, шапочки-зайцы. Набор «Кузнечик»,
Кубики – 8 штук, канат, доски-2 штуки.
(В зал приносят письмо) Инструктор по физической культуре читает письмо: «Ребята! Я каждую весну в половодье помогаю зайцам, которые попали в беду. Но сейчас я заболел и не могу помочь им выбраться с островка, затопленного водой.
Инструктор по физической культуре: А что же будем делать?
Зайцев уж очень мне жалко до слез,
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гибнут,
Кто же им сможет бедным помочь? (Ответы детей)
-Правильно, я тоже думаю что на лодке.
Упражнение 1 «Да вот и лодка»
Дети встают на скамейку друг за другом и говорят слова:
Идем мы зайцев выручать
Пусть трудна дорога
Мы зайчишек всех найдем
У нас за них тревога.
-Отправляемся в путь.
Упражнение 2 «Гребем справа, слева»
Повороты туловища вправо, влево, руки на поясе.
-В лодке оказалась дыра.
Упражнение 3 «Где дыра?»
Повороты вокруг себя, стоя на скамейке, руки на поясе.
-Вода поступает в лодку.
Упражнение 4 «Не замочи ног»
Нога отводится вправо, влево, руки в стороны.
-Дальше на лодке не поплывешь, идем пешком.
Упражнение 5 «Идем по воде».
Ходьба, высоко поднимая колени, руки на поясе.
-На нашем пути препятствие.
Упражнение 6 «Ручеек».
Ходьба боком приставным шагом через канат, руки на поясе.
-Послышался шорох в кустах. Где же зайцы?
Упражнение 7 «Не видно зайцев».
Ходьба боком приставным шагом по скамейке, руки на поясе.
- Справа зайцев нет, слева зайцев нет.
Упражнение 8 «Ищи».
Бег приставными шагами вправо, влево.
- Ребята, двигаемся быстрее, быстрее.
Упражнение 9 «Смелые ребята»
Бег с подскоками, руки на поясе. (Звук выстрела)
- Где-то в лесу охотники. Чтобы не встретиться с ними, запутаем следы.
Упражнение 10 «Запутанный след»
Бег спиной вперед, с оглядкой.
-Ребята, мне кажется мы заблудились, сбились с дороги.
Упражнение 11 «Сбились с пути».
Бег «змейкой».
- Впереди я вижу заячьи следы. Идем по этим следам.
Упражнение 12 «По следам».
Ходьба на наружных сторонах стоп.
- Приходится пробираться через заросли.
Упражнение 13 «Заросли».
Подлезание под дуги боком в группировке. (Звук выстрела).
- Слышите, охотники стреляют. Быстрее побежим спасать зайцев.
Упражнение 14 «Не отставай!».
Бег в быстром темпе.
- От сильного ветра дерево упало и легло на островок. По этому дереву как по мостику, нам нужно перебраться.
Упражнение 15 «Как по мостику».
Ходьба по доске, руки в стороны.
-Ребята, вот и островок небольшой.
Зайцы на нем собрались гурьбой.
К бедным зверькам уж вода подошла.
Как хорошо! Ребятня их нашла.
(Дети подходят к островку и одевают шапочки зайцев)
Подвижная игра «Охотники и зайцы».
Зайцы по лесу гуляли
И опасности не знали
Ой, охотник идет,
И с собою вас возьмет.
Зайцы убегайте! (Бег врассыпную, приседание).
-Пора домой отправляться, а зайчиков мы в лес отпустим. (Дети снимают шапочки).
Лес дремучий, ниже ветки
Не боятся наши детки
Под кустом пролезть не страшно
И под елкой – не опасно
Друг за другом успевайте,
Только ветки не сломайте
Ходьба с приседаниями и наклонами. Ходьба по залу под песню «Дружба крепкая»
Я была уверена, что вы справитесь. Спасибо за помощь.
(Выход из зала).